ВАСИЛИЙ CЕНИН: ТЕАТР ТЕМ И ИНТЕРЕСЕН, ЧТО ОН - РАЗВЛЕЧЕНИЕ...
Завтра в Театре имени Ленсовета премьера - спектакль по пьесе Нины Садур "Снегири". Постановщик спектакля - молодой режиссер Василий Сенин. О нем в околотеатральных кругах заговорили еще даже до того, как он поставил свой первый спектакль в Петербурге. Мол, молодой, талантливый, ученик легендарного Петра Фоменко, петербуржец по рождению, но учился и живет по большей части в Москве...<br>
- Да, я живу в Петербурге достаточно редко, хотя здесь живут мои родители...
- Стало быть, вы москвич?
- Даже не знаю, кем являюсь...
- Вы человек мира?
- Скажем, этого полушария. Полумира. Надеюсь на расширение моей географии.
- Отчего же такая любовь к Москве и пренебрежение к Питеру?
- Нет-нет, очень люблю Петербург и всегда стараюсь здесь что-то сделать. Но пока город не очень отвечает мне взаимностью. Очень рад, что удалось осуществить постановку в театре "Балтийский дом". Она оказалась успешной, мы с ней съездили на фестиваль во Францию, получили приз на этом фестивале. Сейчас благодаря Владиславу Борисовичу Пази сотрудничаю с Театром Ленсовета, одним из самых значительных в городе. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится, потому что здесь я познакомился с командой очень интересных молодых актеров.
- А теперь расскажите о спектакле, над которым работаете сейчас. Вас, молодого человека, не смущает, что это "датский" спектакль?
- В каком смысле? При чем тут Дания?
- Нет, Дания совершенно ни при чем. Просто в советские времена постановки, приуроченные к официозным государственным юбилеям, датам, назывались "датскими".
- Меня это не смущает. Наоборот, считаю, что нет ничего удивительного, что в нашей стране тратятся большие средства на мероприятия, связанные с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Это одна из величайших вех в истории страны, и в последний год, естественно, появилось очень много разной продукции на данную тему - и хорошей, и плохой. И сразу возникло несколько саркастическое отношение к этому - мол, вот все ставят спектакли о войне. Не считаю, что война далекая от нас тема. И когда мне предложили такой спектакль поставить в рамках городской программы комитета по культуре, я сразу согласился. Правда, конкретное название появилось не сразу. Материал искался долго, подход был неформальным. В итоге мы нашли инсценировку, сделанную Ниной Садур по роману Виктора Астафьева "Прокляты и убиты". Мне эта работа показалась очень интересной и как инсценировка, и как самостоятельное произведение.
- Вы сразу решили, что это ваш материал?
- Я не делю материал на мой и не мой. Мне просто стало интересно. Я понял, что это не совсем о войне. Не совсем о победе. Это о вечных вопросах - убийство, предательство, человеческая солидарность. Тут есть то, что меня всегда волнует, - проблема взаимодействия человека и некоего общественного механизма, не важно как он, этот механизм, называется, но он стремится превратить человека в нечто стандартизированное, приспособленное для нужд этого самого общества.
- А удастся ли вам, не воевавшим, показать такой густой, реальный быт, воздух войны, который так рельефно представлен у Астафьева?
- Мы делали свой спектакль не только о Великой Отечественной войне, иначе это было бы неинтересно. Мы рассказываем историю о том времени, но языком современного театра. Мы делаем спектакль не для ветеранов. Нет, конечно, нам будет очень приятно, если они придут, посмотрят и им понравится, но делали мы спектакль для того, чтобы любой зритель нашел в нем что-то свое, перекликающееся с сегодняшней жизнью.
- А вам не кажется, что современный театр по большей части не ставит таких высоких задач, а в основном движется по линии развлекательной?
- Ну, это зависит от того, что вы вкладываете в понятие "современный театр". Например, спектакли Някрошюса, Коршуноваса, Остермайера никак не назовешь развлекательными.
У меня есть собственная концепция театра, которую я отстаиваю своим вот уже тринадцатым спектаклем. Театр тем и интересен, что он - развлечение, но не то, которое мы сразу представляем себе как кабаре или оперетту, а другое - развлечение для чувств, эмоций, мыслей... Поэтому театр не должен быть только серьезным, или смешным, или интересным, но сразу и тем, и другим, и третьим - интересным, серьезным, веселым, грустным - одновременно. В этом парадокс театра, загадка. К такому театру привержены Додин, Васильев, Фоменко. Это люди, с которыми я пытаюсь находиться в творческом диалоге. Но и бульварный театр может быть интересным. Мюзиклы Боба Фосса "Кабаре", "Чикаго" - это ведь тоже бульварный театр...
- А в случае с вашей нынешней постановкой что вас больше всего интересует?
- Внутренний мир человека. Человека на войне. Не социальный разрез, а мир чувств и мыслей личности в крайне напряженных условиях. Хочется понять, как я бы повел себя в тех обстоятельствах. Исследуя все это, стараюсь не впадать ни в пустую развлекательность, ни высокий пафос...
- А большинство исполнителей, занятых в вашем спектакле, - дебютанты?
- Нет-нет, это молодые актеры, но отнюдь не дебютанты. В их творческом багаже несколько известных спектаклей на сцене Театра имени Ленсовета.
- Вы говорите о них с большим воодушевлением...
- Интересный актер нынче редкость. А когда таких актеров несколько и собраны они на одной сцене - это уже и вовсе редкость необычайная.