БОЙТЕСЬ "БОЛЬШОГО БРАТА"!
Очередное наступление на публику предпринял канал ТНТ после того, как проект "Окна" благополучно приказал долго жить. За три с лишним года сие творение отечественных теледеятелей успело достаточно сильно испортить вкусы зрителей, "подсадив" их на постоянный просмотр коммунальных разборок по принципу "сам дурак!". Идея "Окон" была тихо позаимствована с аналогичного заокеанского шоу, которое ведет на американском телевидении Джерри Спрингер. Что же касается постоянных рекламных "вскриков" о том, что наше шоу самое популярное, то в реальности оказалось, что максимальный рейтинг достигал в лучшие времена лишь 6,3 процента. Нынче Дмитрий Нагиев лишен возможности стравливать людей перед телекамерами. Но свято место пусто не бывает, и вот уже ТНТ поспешил к публике с новым проектом под названием "Большой брат".<br>
Для тех, кто читал классический роман-антиутопию Джорджа Оруэлла "1984", нет нужды пояснять, откуда выросли ноги у проекта. Образ тотальной визуальной слежки с помощью телекамер в книге англичанина создан весьма впечатляющий и приводит на память афоризм другого англичанина о том, что "весь мир тюрьма", где невозможно скрыться от тотального контроля тех, кто является хозяином положения.
Наши продюсеры в очередной раз позаимствовали формат "реалити-шоу" у зарубежных коллег. Мировой путь к популярности начался для "Большого брата" в Голландии в 1999 году. Восприятие программы в разных странах было неоднозначным. В Германии, например, против шоу протестовали политические и религиозные лидеры, считая его противоречащим Конституции страны и личным правам участников и зрителей. В Швеции один из участников аналогичного проекта, выкинутый из состава, покончил с собою. В Великобритании некоторые участники шоу после его окончания обращались за помощью к врачу и проходили курс реабилитации в психиатрических лечебницах. В американском варианте "Большого брата" один из персонажей прямо перед телекамерами приставил нож к горлу другого участника, требуя, чтобы зрители оставили его в проекте. Но все это никогда никому не мешало, и "Большой брат" добрался до российского телеэкрана.
Для тех, кто обожает реалити-шоу типа "Дом" или "Голод", в новом проекте ТНТ вряд ли будет присутствовать элемент новизны. Суть программы тривиальна до банальности. На 95 дней в замкнутом пространстве остаются 8 юношей и 8 девушек, которые должны за отведенное им продюсерами время выяснить отношения друг с другом и со зрителями. Именно публика путем SMS-голосования и должна определить того единственного участника, кому достанется приз в десять миллионов рублей. За поведением игроков следят около ста камер. Есть в студии и карцер для особо строптивых персон, и комната признаний, где участники обязаны исповедоваться Большому Брату и отвечать на его вопросы. А все это веселое ничегонеделанье призвана комментировать актриса Ингеборга Дапкунайте.
Можно было бы и не замечать новинку канала ТНТ, если бы не опасная черта, к которой нашу публику уже приблизили подобные телепроекты. Могу свидетельствовать со всей ответственностью: в провинциальных городах зрители в возрасте от 12 до 30 лет плотно "подсели" на подобные зрелища. О чем свидетельствуют и соответствующие социологические опросы. Хотя объективно цифры рейтингов подобных программ вроде бы успокаивают: не весь народ еще испорчен настолько, что готов часами подсматривать за жизнью других людей сквозь замочную скважину размером с телеэкран.
Главная угроза таких программ - не столько их очевидно унижающий достоинство человека характер, сколько сам образ жизни, который ведут участники проекта. В прежние времена их просто-напросто назвали бы "тунеядцами" или "трутнями". Однако нынче они - "телезвезды", и на их модель поведения равняются тысячи зрителей юного возраста. Ведь именно они идентифицируют себя с теми, кто просто за то, что он днями валяется на диване или склочничает по углам студии, в итоге обретает популярность, а в конце концов и немалые деньги. Наглядная убедительность телевидения в таких ситуациях обретает силу эпидемической заразительности. Юноши и девушки не читают книг, не ходят в музеи и театры, по случаю заглядывают в кино. И вместо всего этого вечерами торчат за просмотром суррогата реальности под интригующим названием "реалити-шоу".
Убеждать таких зрителей в том, что ими манипулируют и низводят до положения болванов, бесполезно. Ответ один: "А нам нравится!"
Мне бы очень хотелось ошибиться в прогнозе, но непрекращающаяся экспансия формата "реалити-шоу" в отечественный телеэфир заставляет меня предупреждать об опасности превращения нынешних молодых зрителей в поколение "видеотов". Боюсь, что такие программы - ступеньки лестницы, по которой мы, не без помощи ТВ, спускаемся все ниже и ниже. В отгороженный от реального мира подвал "Дома" собственных инстинктов, где привычные моральные и этические ориентиры теряются во мраке.