ПРИСТАНИЩЕ НЕВОПЛОЩЕННЫХ ЗАМЫСЛОВ
Художественные откровения "Девушки в возрасте". <br>
До 22 мая выставочный зал журнала "НоМИ", что на углу Малого проспекта Петроградской стороны и Ижорской улицы, приглашает на экспозицию "Антресоль: Театральные пируэты девушки в возрасте" петербургского живописца, графика, театрального художника Марины Азизян.
"Девушка в возрасте" смотрит на мир взглядом "незамыленным" и по-детски наивным. Совершенно справедливо подметил благодарный зритель в пухлой книге отзывов, что Марина Цолаковна - взрослый ребенок, непоседливый и озорной. Оттого и не утрачивает способности фантазировать, оттого не устает поражать мир своими прелестными сказочными "придумками", оттого подмечает то, мимо чего спокойно проходят другие. Она удивительным образом сочетает несочетаемое: западноевропейскую лирику с русским народным фольклором, драгоценное парчовое мерцание с одомашненным фланелевым уютом, сюжеты средневековья с современной шкалой жанров и, наконец, традиционность с ярко выраженной индивидуальностью. Она - свободный художник, но это не мешает ей сотрудничать с лучшими сценаристами, режиссерами, балетмейстерами страны. По сути, все ее творчество подчеркнуто авторское, выявляющее ее "лицо" и позицию в искусстве. Это обнаруживается в выставленных макетах декораций, в эскизах костюмов, в ее "фирменных шитых" картинах. А еще, в материалах сценографических разработок к спектаклям "Федра" по Расину, "Гамлет" по Шекспиру, "Кукольный дом" по Ибсену и "Квартира Коломбины" по Петрушевской. Все эти труды Марины Азизян удостоены многих профессиональных наград и премий. Но это не главное! Куда важнее то, что, распахивая заветную дверь, ведущую на экспозицию, с порога ощущаешь магию рукотворных экспонатов, вложенную в них, живую человеческую душу, до краев заполнившую все выставочное пространство. Тексты стихов, цитаты из спектаклей, реплики актеров... все это колышется в воздухе, прекрасно живет своей собственной жизнью на листочках, лоскуточках и тряпочках, обволакивая пришедшего какой-то необъяснимой чувственностью, истинной театральностью и мировой драматургией. Замечательно ощущая материал, она вдыхает в него не только живописность, но и художественную ценность. Она - независимая и мечтательная, по-хорошему своевольная и творчески необузданная - невероятная выдумщица. А в искусстве и нельзя иначе. Задумала, остро возжелала, воплотила замысел в жизнь. Вот так это происходит у нее - воспитанницы легендарного Николая Акимова. У нее - художника-постановщика 25 фильмов, в числе которых "Каин XVIII", "Соловей" и "Старая, старая сказка" эпохальной Надежды Кошеверовой. У нее, год назад захотевшей творить в тандеме с Тонино Гуэрра и выставившей итог этого желания в Эрмитаже. До этого была рождественская выставка в Музее Анны Ахматовой. Еще раньше - оформление "Лебединого озера" и "Богемы" в московском Большом театре. А теперь ей вздумалось разобрать "антресоль своей жизни" и избавиться по весне от ненужного хлама - так и сделала. С одной лишь оговоркой: в "запасниках" Азизян хлама не водится! Там обитают нереализованные творческие планы, несбывшиеся надежды, непоставленные спектакли. Она мечтает о сценическом воплощении чудного рассказа Гуэрра "Ангел с усами". Макет спектакля уже есть, нет только театра, который бы взялся за этот спектакль. "Когда я начинаю новую работу, - делится мыслями художница, - разгребаю и складываю все на антресоль. Когда несу, думаю: "Надо бы выкинуть". А потом: "Ну ладно, пусть полежит немножко". Но надо же разобраться, оставить после себя какие-то аккуратно сложенные работы, папочки и т. д.". Словом, этой выставкой Марина Азизян впервые публично "разбирает свою антресоль", а мы - поклонники ее таланта - удовлетворяем любопытство, одним глазочком заглядывая в святая святых творческой личности и впитывая в себя те идеи, которым когда-нибудь, хочется верить, придет время.