ОТМЕЧАТЬ ЗАСЛУГИ ЧИНОВНИКОВ
...предлагает Елена Гончар, частный предприниматель.<br>
Я в предприниматели пошла не от хорошей жизни. Так вышло, что не видела другого выхода. Боялась, конечно - все советские страшилки капитализма во мне тому противились. Но, как выяснилось, действительность в отечественном варианте может быть и пострашней.
Шел 1996 год. Наше оборонное предприятие, где работала инженером, осталось без заказов. И я вместе со многими такими же бедолагами оказалась на улице. Себя, семью надо как-то кормить. А специалисты по военной технике никому не нужны. Куда податься? Знающие люди посоветовали: давай для начала в торговлю. Там попроще раскрутиться.
И действительно, без особого труда по знакомству устроилась в ларек на людном месте у Витебского вокзала. А потом взяла его в аренду с правом выкупа. За три года этой аренды, по моим прикидкам, я должна была компенсировать затраты и заработать на расширение дела. Были даже планы производство завести. И вдруг через год предписание районной администрации: ларьки торговой зоны на этом участке ликвидируются. Площадка отдается под строительство. И все по закону. В договоре было условие: он может быть расторгнут по инициативе администрации в случае надобности капитальной застройки на территории торговой зоны. Не повезло то есть. Надо, говорят, внимательней было договор читать. Не знала тогда, что гонять нас с места на место, без конца под разными предлогами обирать, доводить до разорения - вообще первое правило по отношению к мелкорозничной торговле. Не знала об этом и снова взяла павильон-кафе в аренду - на этот раз в Павловске. Но и там через год та же история: участок торговой зоны пошел под специальную застройку - для магазина "Пятерочка". Потому, решив возобновить все же свой бизнес в третий раз, я старалась быть поосмотрительней. Тщательно выбирала понадежней варианты. Чтобы ничто делу не помешало. Чтобы наши интересы и планы со стороны городской власти никогда ни в чем не могли разойтись. И выбрала.
Как раз к 300-летию Петербурга в Пушкинском районе по специальной городской программе администрация предлагала места для торговых павильонов на автобусных и троллейбусных остановках. Вот, - сказала себе, - то, что надо. Остановки переносят в самых исключительных случаях. И никакая капитальная застройка им не страшна. Не то что внутри квартала. Бизнес по договору на 3 года, затраты окупятся, а дальше и появится возможность развивать дело. Подала документы на конкурс - место получила. Кредит в банке не взять, заняла деньги у родственников и знакомых. Администрация поставила дополнительные условия: торговля только одним видом товаров - сувенирами. При этом я должна заплатить городу 10 процентов стоимости трехлетней аренды на благотворительные цели.
Потом проект павильона, его согласование, прокладка подземного электрического кабеля... Одна эта прокладка обернулась суммой, на которую можно построить пять остановочных павильонов.
В декабре 2003 года я начала работать. Сразу поняла, что на одних сувенирах не окупить затраты за время аренды. Попросила администрацию изменить условия договоренности, чтобы пополнить хотя бы ассортимент и другими товарами. Не волнуйтесь, сказали мне высокие чиновники из районной администрации, - мы продлим ваш договор аренды, все окупите с лихвой.
А через год с небольшим - эта война остановочным ларькам. Мой договор истекает в мае 2006 года, и никто его продлевать уже не собирается. Почему? Только что нас сюда зазывали по специальной известной программе, конкурс устраивали, обещания всякие давали, условия ставили, немалые деньги брали. Я, другие такие же, как я, все свое выполнили, заплатили, дело поставили. И что? Снова - в третий уже раз - я у разбитого корыта. Предположим, как было заявлено губернатором, мне, другим выселенцам торговых павильонов на остановках выделят новую торговую площадку не хуже прежней. Но, во-первых, районная власть вовсе не спешит это делать, а старается лишь поскорей торговцев разогнать. А во-вторых, даже если нам такие площадки вдруг подыщут, где гарантии, что через год не погонят и оттуда? У меня впечатление, что мелкую торговлю вообще сживают со свету в угоду большой.
Но если нет таких гарантий, откуда быть нормальному, "цивилизованному", как мы говорим, предпринимательству, успешность которого зависит не от чиновной милости, а только от умения услужить своему покупателю?
Значит, такие надежные гарантии надо создавать. Правовые - если должных нет на федеральном и региональном уровне. И административные - в диалоге с властью при всех его нынешних крутых поворотах. И договариваться. Если, конечно, мы действительно хотим тот самый цивилизованный для общего блага рынок. Потому, чтобы лучше нас слышали, мы - потерпевшие остановочные ларечники - создали Ассоциацию малого бизнеса. И сразу же обратились от имени организации с письмом к губернатору, председателю Законодательного собрания, в Антимонопольный комитет и президенту Владимиру Путину. Из канцелярии президента получили ответ: письмо направлено губернатору Валентине Матвиенко. После этого председатель Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Сергей Федоров пригласил нас на заседание совета. Мы предлагаем создать согласованную комиссию и найти, что называется, "мягкое" решение в нашем случае.
Президент, конечно, правильно сказал недавно: "Всем предпринимателям малого и среднего бизнеса надо давать медаль за личное мужество". Только какую награду нужно дать тем гражданам чиновникам, которые к этому "мужеству" нас вынуждают? Отвечать за причиненный ущерб отдельным предпринимателям и развитию малого бизнеса в целом виновники должны тоже сполна. В этом, как считают многие из нас, как раз один из самых надежных способов решения нашей проблемы. А с ней - развития бизнеса, экономики в целом, поскольку она у нас теперь рыночная и жива, значит, развитием предпринимательства в первую очередь. Если я правильно понимаю, и президент ведь - о том же?..