ЗЕФИРНЫЙ ЛАНДЫШ АР НУВО
В залах Главного штаба открылась постоянная экспозиция "Искусство модерна".<br>
Если в вашем доме чудом сохранилось бабушкино приданое, то среди сервизов, столового серебра, мебели, венчальных нарядов обязательно найдется вазочка, украшение или какая-либо другая штучка в стиле модерн. К тому же петербуржец, особенно житель Петроградской стороны, избалован видом зданий, украшенных всевозможными эркерами, балкончиками, решетками, лепным орнаментом в этом нарядном стиле, который появился на рубеже позапрошлого и прошлого веков и, просуществовав всего четверть столетия, оставил чарующее наследство. Теперь многие предметы искусства этого стиля стали музейными шедеврами и представляются на выставках.
Это явление интернациональное, оно зародилось почти одновременно во всех странах, и поэтому именуется везде по-разному: во Франции и Бельгии - ар нуво (по названию парижского салона), в Австрии, Польше, Чехии - сецессион (так называлось объединение художников), в Америке - модерн стайл, в Мюнхене - югендстиль, в Италии - либерти (по имени владельца фирмы, поддерживающей искусство этого стиля). У нас, в России, - модерн.
Источниками вдохновения, повлиявшими на развитие нового стиля, стали шедевры Средневековья, искусство Дальнего Востока, прежде всего Японии и ее декоративной эстетики, обращение к женскому образу, загадочному и чувственному.
Пленительный и нежный завиток модерна ярче всего расцвел во Франции, где мотивом для творчества художников стал неисчерпаемый мир живой природы. Во флоре и фауне вдохновленные мастера сумели разглядеть новые архитектурные формы, позаимствовать утонченные, то ли льющиеся, то ли томно извивающиеся детали декора, вслушаться, по словам Тамары Раппе - куратора выставки, - в "разговор линий". Эта подслушанная интимная беседа выплеснулась в их произведениях - в стекле, фарфоре, керамике, дереве, тканях.
Эрмитаж не впервые представляет изысканный и чувственный стиль модерна. Впервые это было в 1974 году, и только через двадцать пять лет музей снова обратился к этому направлению искусства. В 1999 году прошла выставка "Лотарингские орхидеи", посвященная творчеству Эмиля Галле и братьям Дом, а в Главном штабе были показаны декоративные ансамбли Пьера Беннара и Мориса Дени, благодаря которым возникла идея открыть в штабных залах постоянную экспозицию. К сожалению, из непрерывной дуги анфилады лишь два крохотных зала отпущены для этой выставки, украсившей строгие штабные комнаты. В этом же здании пышный дворцовый ампир, роскошно переходя из зала в зал, выглядит словно с чужого плеча, правда, императорского. А в строгих чиновничьих, по-нынешнему офисных, кабинетах исторического штаба лучше смотрятся выставки произведений искусств новых и новейших направлений, стилей, жанров.
Среди шедевров прикладного искусства в стиле модерн центром внимания на экспозиции стало настольное украшение "Танец с шарфами" Агатона Леонара Ван Вейдевельдта, где воплощение женственности возведено в совершенство. Музой, вдохновившей художника, стала знаменитая танцовщица Лои Фуллер, чьи пятнадцать фарфоровых фигурок расположены в музыкальном ритме текучих линий грации, неги и "зефирной" сладости. Эта композиция выполнена на Севрской фарфоровой мануфактуре для Всемирной выставки в Париже 1900 года, а в 1901 году подарена французским правительством Николаю II и его супруге во время их визита в Париж. На другом подарке от городов Лотарингии российскому императору Александру III - столе "Флора Лотарингии", выполненном знаменитым Галле и представляющем собой своеобразный ботанический атлас французской провинции - надпись: "Храните сердца, которые завоевали". Среди изнеженных лепестков и льющихся в истомленной неге стеблей эти слова, предназначенные русскому царю, звучат романтично и нынешней запоздалой весной.