НА ПРАВАХ РУКОПИСИ
24 мая исполнилось бы 100 лет Михаилу Шолохову и 65 - Иосифу Бродскому.]<br>
Подобные странные сближения провоцируют создание двойных портретов, в которых один нобелевский лауреат сравнивается с другим, а чаще - так и вовсе противопоставляется. И вправду, трудно представить авторов, столь несходных стилистически, идеологически, этически. Не говоря уже о жизни и судьбе. Что общего, казалось бы, у этих двух классиков, кроме страны, языка, даты рождения, степени одаренности, благосклонности Нобелевского комитета? Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень - не столь различны меж собой, - это, конечно, о них.
И все ж они сошлись. И не только в школьных хрестоматиях и вузовских программах. И того, и другого все время пытается инкорпорировать мировая пошлость и серость - в политических, грубо пропагандистских целях, прежде всего. Косившие под либеральных публицистов в начале-середине девяностых пошлецы зацитировали до состояния ветоши фразу про то, что ворюга, дескать, милей, чем кровопийца. В это же время литературную премию имени Шолохова вождь КПРФ вручал Слободану Милошевичу и другим героическим борцам с засильем США, еврейской закулисой и антинародным режимом.
А вот что творится сейчас (цитирую заголовки информационных лент):
"В Госдуме открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения классика мировой литературы, лауреата Нобелевской премии М.А. Шолохова (Михаил Шолохов был 32 года бессменным депутатом Верховного Совета СССР)..."
"Бронзовый памятник лауреату Нобелевской премии по литературе писателю Михаилу Шолохову будет установлен на Гоголевском (!) бульваре в Москве..."
"Шолохова чествует президент страны..."
Примерно то же самое, если помните, происходило на шестидесятилетие Бродского.
Ничего удивительного. Как известно, юбилеи придуманы для того, чтобы осваивать бюджетные и спонсорские средства. И жаловаться на это - все равно что ругать плохую погоду и рассуждать, что "культурное наследие", "золотой фонд отечественной словесности" и тому подобное потерявшее всякий смысл необязательное тра-ля-ля - оно, конечно, хорошо, но как быть с тем, что происходит в литературе здесь и сейчас? Хлеб - живым, бумагу - живым! Этот лозунг еще одного классика советской эпохи остается у нас столь же актуальным, что и восемьдесят лет назад.
И Бродский, и Шолохов ворвались в литературу очень молодыми людьми, да что там молодыми - просто мальчишками по любым меркам (вот, кстати, еще один факт, что их не скажу что роднит, но объединяет). Если бы сейчас нервный юноша, заикающийся от собственной дерзости, принес бы в толстые журналы (а куда, спрашивается, еще?) наивные, ни на что до того не похожие, удивительные, неправильные какой-то очаровательной неправильностью стихи, он бы ждал публикации несколько месяцев, а то и лет - если бы вообще дождался.
Юнец с его тысячестраничным, натуралистичным, дымящимся сочинением о судьбах страны сейчас оказался бы везде некстати. "Неформат", "Вам еще рано печататься, надо еще пописать", "У нас все планы сверстаны", "Мы не издаем русских авторов" - да просто бы разговаривать не стали, не говоря - читать тексты. Некогда. У нас тут серии, концепции, проекты, пиар, маркетинг. Не до литературы.
А если эти варварски одаренные молодые люди вывесят свои шедевры в сети - им гарантировано внимание нескольких десятков энтузиастов.
Так что можно сказать, что Бродскому и Шолохову сильно повезло. И совсем не потому, что их юбилеи отмечаются / отмечались на государственном уровне.