ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ТАЙНЕ "СФИНКСА"
В Невской анфиладе Зимнего дворца до 2 октября открыта выставка, посвященная императору Александру I.<br>
В судьбе Александра I, как и в русской истории, много парадоксов, которые рождают мифы и легенды, оставляют потомкам сложные загадки. Фигура Александра Павловича заслонена двумя его знаменитыми современниками: с одной стороны - умудренный Кутузов, с другой - юный Пушкин. И места между ними в русской истории оказалось немного. Об Александре I вспоминают, когда речь идет о славе 1812 года, или об ужасах аракчеевщины, или о непопулярных реформах Сперанского.
Победитель Наполеона, для европейцев символ силы России, он был словно отодвинут на второй план исторической памяти. Почему Наполеон велик, а Александр - нет? Трагедия русского императора в том, что он хотел много сделать для славы России, но не сумел, пытаясь реализовать свои либеральные убеждения и сталкиваясь с невозможностью их осуществить, понял, что свободы в России не уживаются.
Название выставки "Сфинкс, не разгаданный до гроба" - строчка из стихотворения Вяземского - позволяет обратиться к другому поэту, который воспевал Александра I, называя его царем-спасителем и другом народов, но в памяти потомков навсегда отпечаталось хрестоматийное - "плешивый щеголь, враг труда".
Эту историческую несправедливость образа Александра I попытались исправить на грандиозной по масштабу экспозиции, которая разместилась в четырех залах Зимнего дворца.
Целью этой эрмитажной выставки стало стремление представить эпоху через личность Александра Павловича. Задумана экспозиция была давно, и готовились к ней долго - мемориальных вещей императора множество, но они почти никогда не выставлялись вместе. Вокруг выставки сплотилось много музеев и архивов Петербурга и Москвы - их список составит полстраницы. По словам Виктора Файбисовича, заведующего сектором новых поступлений и куратора выставки, соблюдался принцип ауцентричности экспонатов: из тысячи вещей почти девятьсот пятьдесят принадлежат лично императору. Особенностью выставки также стало представление новых поступлений, некоторые из них были получены накануне открытия. Во время подготовки выставки были обнаружены неизвестные ранее документы. Например, дневники Елизаветы Алексеевны, жены Александра Павловича, которые по ее воле должны были сжечь, но несколько страничек оказались вырванными и теперь впервые представлены для зрителей.
На выставке много уникальных экспонатов. Например, эскиз колонны в честь войны 1812 года. Это один из первых проектов памятника, выполненных Воронихиным в 1813 году, в котором, в отличие от Вандомской в Париже, сделанной из переплавленных орудий Аустерлицкого сражения, колонна должна была состоять из стволов трофейных орудий. Этот проект остался неосуществленным, потому что Александр I не захотел увековечивать подвиг русского солдата в монументах, подобных этому; по его мнению, памятником в честь победы должен быть храм. Так возникла идея строительства храма Христа Спасителя.
Другие экспонаты выставки, наоборот, до незаметности привычны, но они по-особенному вписались в тему выставки. Так гранитная ваза, многие годы находящаяся в галерее Растрелли, тоже стала неотъемлемой частью экспозиции благодаря надписи: "Государь император Александр Павлович во время посещения Екатеринбургской гранильной фабрики 26 сентября 1824 года соизволил учавствовать в обработке украшения сей чаши". Орфография тех лет - тоже памятник культуры.
В Концертном зале в течение нескольких десятилетий находится знаменитая рака Александра Невского из Александро-Невской лавры. Это - образец русских ювелиров, сереброделов середины XVIII века. Перед ней в последний раз молился император перед отъездом в Таганрог, где суждено было ему умереть. Эта исполинская рака впервые стала не традиционным предметом постоянной экспозиции, а частью выставки.
Оглянитесь вокруг, и вы поймете, что не только исторические документы, живопись, личные вещи, оружие, мундиры, дневники, книги стали экспонатами этой выставки, но также памятники - Триумфальная арка Росси, Дворцовая площадь с Александровской колонной. Блистательную Александровскую эпоху представляет Военная галерея, Гербовый и Фельдмаршальский залы Зимнего дворца.
Найдете ли вы все ответы, открывается ли тайна Александра I или "сфинкс" остается по-прежнему неразгаданным? Смотрите сами, но эта выставка прежде всего воспитывает вкус к пониманию нашей истории.