В ПОЕЗДЕ ЛУЧШЕ НЕ ПИТЬ

Если вы едете в Калининград с маленьким ребенком, его данные должны быть внесены в запрос на разрешение проезда через Литву.<br>

До сих пор многие люди убеждены, что поездка в Калининград из Петербурга или Москвы на поезде - дело архисложное, требующее стояния в очереди за получением литовской визы... И когда объясняешь, что нужно просто пойти в кассу и просто купить билет, - очень удивляются. Однако это не безвизовый проект как таковой. Просто Литва установила уникальный для Европы порядок проезда через свою территорию в калининградский эксклав - консульское обслуживание непосредственно в поездах. Этот порядок действует уже несколько лет. В каждом рейсе работает своего рода бригада - атташе литовского МИДа и два курьера. Как осуществляется эта работа и что нужно знать пассажиру? Когда мы, группа петербургских журналистов, возвращались из Вильнюса на калининградском поезде, у нас была возможность задать эти вопросы непосредственно атташе. Им оказался Андреюс Гайосинскас. Андреюс (а попросту Андрей, он русский, просто по законам литовского языка "с" обязательно добавляется) работает в МИДе не так давно, пришел после окончания соответствующего вуза. По его словам, особенно много работы летом, когда поезда ходят ежедневно: - Бывает, что в месяц семь рейсов "туда" и "обратно". Если учесть, что поезд идет больше суток, то это очень напряженно. Итак, пассажир покупает в кассе билет. Тем самым делается запрос в литовский МИД - имеет ли право человек пересекать литовскую границу. Есть так называемый черный список, куда входят находящиеся в розыске люди, в том числе фигуранты по событиям января 1991 года, многие из которых живут в России. В таких случаях за запрос приходит отказ. Во всех остальных случаях осуществляется следующая процедура. По поезду проходят курьеры, а в горячее время и сам атташе, собирают заранее заполненные анкеты (их раздает проводник). Сверяются со списком получивших разрешение (он уже подготовлен МИДом) и выдают временный документ с голограммой и паспортными данными пассажира. До этого года можно было ездить даже по внутреннему российскому паспорту. В этом году нужен обязательно заграничный. По этому же документу вы можете вернуться из Калининграда в течение трех месяцев. - Андреюс, а возьмем такой случай. Я приехала в Калининград, а возвращалась назад через Польшу и Украину. Обратная поездка по упрощенному документу оказалась "не израсходована". Если, скажем, теперь я полечу в Калининград на самолете, а назад буду возвращаться на поезде - будет ли годен этот документ? - Да, разумеется. - Еще один вопрос. Человек берет в кассе билет. А едет он с ребенком до 5 лет, то есть на ребенка билет не покупает и не знает, что на него нужно тоже делать запрос... - Это очень больной вопрос. Действительно, запросы делаются на всех проезжающих, в том числе и на маленьких детей, - всякие бывают вещи, связанные с усыновлениями, исками и т. д., нужно все проверять. Пассажир должен обязательно сообщать в кассе данные на ребенка. В моей практике были случаи, когда мне нужно было принимать решение. В принципе, я обязан предупредить этих людей о том, что на границе их высадят. Вернут деньги, или они сделают остановку в пути и оформят запрос... Но как-то ехала женщина с очень больным мальчиком. Я связался с МИДом и в порядке исключения получил для нее разрешение на проезд. Так что пассажиры должны знать об этом правиле. Кроме того, если петербургские или московские кассиры знают всю процедуру, то, покупая билет где-нибудь в Челябинской области, с пересадкой, человек не всегда вносится в списки запрашиваемых, там кассиры не совсем компетентны. Или в поезд садится гражданин Белоруссии, с которой нет соглашения о такой упрощенной процедуре... Его тоже высаживают. - А часто приходится высаживать? - В среднем один человек за рейс. - А конфликты с пассажирами бывают? - Ну в основном конфликты имеют одну причину - в поезде люди имеют обыкновение много выпивать... Я бы хотел предостеречь людей. Скажем, заходишь в купе, а там дамочка, возвращающаяся из поездки (документ ей выдавали на пути "туда"). Дамочка выпила и не может найти бумагу. Она у нее и есть, может быть, а может, выронила, потеряла. Но мы же должны соблюдать процедуру! Андреюс признается: он доволен, что начало его дипломатической карьеры именно такое. С его точки зрения, опыт работы в поездах непосредственно с людьми даст ему много на будущее. В поезде он руководит маленьким коллективом, должен быстро принимать решения, знать, когда можно справиться самостоятельно, а когда запросить руководство. И потом, дорога, пейзажи за окном, стук колес, множество разных людей, разных судеб - это всегда интересно. - Андреюс, а когда вводили правила, было сложно на первых порах? - Вы знаете, мы поначалу боялись, что будет масса трудностей. Все оказалось проще, чем мы ожидали. Благодаря тому, что и в кассах Калининграда и Петербурга служащие быстро освоили новшество, и проводники работают согласованно, и пограничные службы... Люди привыкли очень быстро. Разговор происходил в поезде "Калининград - Петербург" после пересечения литовско-белорусской границы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.