ВАЛЬС ЦВЕТОВ НА ФОНЕ ГОРОДА
Торжества по случаю Дня рождения Петербурга отгремели, но отголоски будут звучать еще весь июнь благодаря прекрасным подаркам - посвященным городу выставкам! <br>
Заглянув в Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, что в доме 17 по Университетской набережной, можно окунуться в атмосферу экспозиции "Образ Петербурга в моделях, чертежах и акварелях зодчих XVIII-XIX веков". Здесь все кругом знакомые очертания родного города - великолепные модели Смольного монастыря по проекту Растрелли, Биржи на Стрелке Васильевского острова по проекту Тома де Томона и Исаакиевского собора по проекту Монферрана. Еще миниатюрные фрагменты западного фасада Михайловского замка Бренна. Эти уникальные произведения, широко известные в мире, увы, не часто можно увидеть в нашем городе. Безусловно, вас поразят модели из пробки, выполненные в XVIII в. итальянским мастером Антонио Кики. По заказу Екатерины II он вырезал более 30 небольших моделей античных строений Греции и Рима, по которым изучали историю внуки императрицы. Теперь эти образцы феллопластики выставлены на первом этаже - в залах постоянной экспозиции, развернутой вдоль большого круглого двора. По дороге вам встретится вмонтированный в стену Рафаэлевского зала музея уникальный гипсовый тонированный слепок "Райских врат" - восточных дверей флорентийского Баптистерия Гиберти, подаренный Императорской Академии художеств ее почетным членом Демидовым в 1776 году. Впрочем, слепки в верхнем и нижнем вестибюлях музея вас и встретят, и проводят. Это два льва (со скульптур на лоджии деи Ланци во Флоренции) и статуи козлоногих фавнов с корзинами винограда на головах (с изваяний во дворе Капитолийского музея).
Виды Мариинского дворца еще до сооружения памятника барона Клодта, колокольни Петропавловского собора с еще деревянным шпилем, Казанского сквера еще без фонтана поджидают вас в Особняке Румянцева, выставочное пространство которого заполнено экспозицией "Джованни Бианки - первый светописец Петербурга". Александр Бенуа, крестник Бианки, запомнил его как старого швейцарца "во фраке по старой моде, пропитанном какими-то "химическими" запахами, с нестрижеными волосами и бородой, вызывавшего улыбки и недоумение". Он был мрачен и молчалив, однако это никоим образом не отразилось на его светлых и умиротворяющих работах. Он прибыл в Россию еще при Николае I и собирался творить как живописец. Но прославился фотографиями пейзажей и интерьеров. Шуваловы, Строгановы, Штиглиц приглашали его к себе домой запечатлеть красоту "убранства", потому почти всю жизнь Бианки провел в Петербурге как семейный фотограф и портретист. Его городские пейзажи изображают Петербург как большую культурную пустыню с заброшенными классическими зданиями, безлюдную и вечную, больше похожую на древние Афины, чем на столицу евразийской империи. Суета городской улицы пришла в фотографию позже, в карточках Карла Буллы. А во времена Бианки фотография была истинной магией.
Убедиться в том, что прекрасным развитием петербургской школы фотографии является творчество известного петербургского фотохудожника Александра Китаева, любезно предлагает вам выставка его работ, открывшаяся в Доме Голландской церкви, что на Невском проспекте. Она носит емкое, не нуждающееся в комментариях название "Непостижимый Город". Китаев в своем творчестве обращается к каноническим формам, находя внутри них новое тонкое звучание. Современное, но очень традиционное воплощение старых образов, содержащее те же объекты, - диалог с великими мастерами, продолжение развития их визуального языка. Нюансы, оттенки, сложные комплексные формы - они обладают яркой образностью, завораживают совершенством композиции. В своем творчестве Китаев никогда не экспериментирует с цветом, и при этом все его работы обладают тончайшей колористикой и цветопередачей. А еще они трогают за душу и наводят на размышления, в данном случае на размышления о Петербурге.
Стоит восстановить историческую справедливость и наведаться в Выставочный зал Союза художников России, что в доме 64 по Свердловской набережной. Здесь расположилась традиционная выставка "Ленинград-Петербург, ленинградцы-петербуржцы - 3". Все ее содержимое - а это более двухсот произведений всех видов искусства, таких как живопись, графика, скульптура, медальерное искусство, керамика, батик, гобелен, - стремится к тому, чтобы вы получили максимально полное образное представление о различных гранях и периодах развития ленинградского-петербургского реалистического искусства. Начиная с 40-х годов уже прошлого XX века и до наших дней.
Обнаружить яркие, роскошные картины, главные герои которых цветы, можно в Выставочном зале Центра книги и графики, в доме 55 по Литейному проспекту. Благодаря совместным с Ассоциацией флористов и группой петербургских художников усилиям он приглашает вас на "Вальс цветов" - экспозицию, объединившую масляные, акварельные, пастельные тканевые и, конечно же, живые цветы. Художники демонстрируют произведения, выполненные в различных техниках, жанрах и материалах, но одинаково воспевающие флору. Они не оставят равнодушным ни одного посетителя. Особенно в это цветущее, но столь короткое в Петербурге время года.