ТРИУМФ РУССКОГО ХУДОЖНИКА
Завтра у Ильи Глазунова юбилей - 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности.<br>
В представительстве Академии живописи, ваяния и зодчества у Белого дома не умолкает телефон: Илья Сергеевич с благодарностью принимает поздравления от своих многочисленных поклонников, в том числе и от земляков из Санкт-Петербурга.
Здесь, в родном, самом красивом, по выражению художника, городе мира - Ленинграде-Петербурге, Илья Глазунов родился, пережил трагические дни блокады, окончил Институт им. И.Е. Репина, получив художественное образование. Безмерную любовь к великой северной столице, городу, прекрасному и загадочному, художник пронес через всю жизнь, тема родного города нашла широкое освещение в его творческом наследии.
Ленинградцы-петербуржцы помнят, как совсем недавно простаивали по несколько часов в очередях, опоясывающих Конногвардейский манеж, чтобы увидеть творения своего именитого земляка. И в течение многих десятилетий каждая персональная выставка художника, где бы она ни проходила - в Москве или Ленинграде, в Париже или Берлине, в Мадриде или Лондоне, в Хельсинки или Риме, в десятках других российских и зарубежных городов, всегда становилась ярким художественным событием. Именно Илья Глазунов еще в советское время своими работами вызвал глубокий интерес к национальной истории России. Языком живописи он рассказывал о жизни народов нашей страны, ее истории, пропагандировал идеалы мира, добра и справедливости. Народный художник СССР, лауреат Государственной премии России, бессменный ректор созданной им Российской академии живописи, ваяния и зодчества, почетный академик двух старейших испанских академий и прочая и прочая в своих многофигурных, масштабных полотнах воплощает собственную концепцию России. По мнению многих, именно Глазунов с глубочайшей жизненной правдой сумел выразить в своих произведениях национальное самосознание русского народа.
Сегодня энциклопедии многих стран мира ставят имя этого художника в одном ряду с именами классиков русского и мирового искусства. Илья Глазунов - художник двух веков и двух эпох - советской и нынешней. Без него трудно представить развитие мировой живописи в ХХ веке. Не случайно не так давно ЮНЕСКО, учитывая исключительный вклад художника в развитие мировой культуры и цивилизации, наградило его "Золотым глазом Пикассо". Сотни мастерски написанных портретов знаменитых и простых людей - президентов и лидеров партий, политиков и деятелей культуры, монархов и священнослужителей, губернаторов и министров - снискали художнику славу одного из наиболее известных портретистов мира. А кто не знаком с его масштабными историческими полотнами, как "Мистерия ХХ века", "Мистерия ХХ века-2", "Храни Бог Россию", "Вечная Россия", "Великий эксперимент", "Россия, проснись", "Рынок нашей демократии", "Разгром храма в пасхальную ночь", "Моя жизнь" и другие, многие из которых вошли в энциклопедию мировой живописи и изучаются в школах и колледжах. В скором времени поклонники творчества Глазунова будут иметь возможность познакомиться с новым тематическим полотном, по размеру превосходящим предыдущие, которое условно названо "Раскулачивание". Эта тема, как и многие другие, воплощенные художником, способна вызвать немало споров и противоположных оценок в нашем обществе.
За почти 50-летнюю творческую и общественную деятельность об Илье Глазунове сочинено немало легенд, историй и откровенных вымыслов. Он всегда был в центре публичных споров - и при коммунистах, и при нынешней власти. Его преследовали и травили, снимали с выставок работы и даже закрывали уже открывшиеся вернисажи, но в то же время, оказывая высокую честь, просили написать портреты вождей. "Но было бы страшно, чтобы меня хвалили противники", - считает художник, часто приводя при этом слова Юлия Цезаря: "Если против тебя все, значит, ты - самый сильный..."
Сегодня, несмотря на свой солидный возраст, Илья Глазунов находится в расцвете жизненных и творческих сил.
С 2000 года, когда в Манеже нашего города состоялась шестая по счету выставка, Глазунов написал более 50 новых работ, многие из которых можно увидеть в открывшейся в Москве Государственной галерее его имени. Самое деятельное участие в создании этого объекта приняли правительство Москвы и мэр столицы Юрий Лужков. Художник в знак благодарности за внимание и поддержку подарил Москве более 300 своих работ, которые теперь тоже находятся в картинной галерее.
Вообще-то идея открытия музея или галереи с работами художника на дарственной основе была высказана в Петербурге и здесь же должна была быть реализована еще в 90-е годы, но это предложение не было претворено в жизнь. Впрочем, такая возможность еще сохраняется. Глазунов готов подарить родному городу часть своих произведений при условии выделения правительством Санкт-Петербурга отреставрированного здания в центральной части города.
"Русский тот, кто любит Россию", - часто повторяет на встречах с молодежью Илья Глазунов. Его подвижническая деятельность не знает границ. Можно перечислять десятки дел общественного и благотворительного характера в стране, за рубежом, в родном городе. Их результатом стало открытие музеев в Москве и Царицыне, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, оформление интерьеров в Большом Кремлевском дворце и его подсобных помещениях, реставрация многих российских храмов, росписи в залах штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже и Международного Олимпийского комитета в Швейцарии, восстановление дворцов в Санкт-Петербурге, сохранение интерьеров гостиницы "Европейская" во время ее реконструкции и многое другое. Глазунов всегда готов откликнуться на людскую боль, помочь делом, советом, идет ли речь о благотворительной помощи, когда он перечисляет в бюджет родного города 400 тысяч рублей на реставрацию памятников культуры и искусства, или передает Государственную премию детскому дому.
В канун юбилея художника нельзя не задать главный вопрос: чем же его творчество притягивает людей? Совершенно очевидно, что на каком бы историческом фоне ни разворачивались события, как бы ни проявился субъективизм той или иной личности в культуре, искусстве или политике, однако они не могут оказать доминирующего воздействия на искусство художника. И хотя художник, как отмечал Гегель, "принадлежит своему времени, живет его нравами и привычками, разделяет его взгляды и представления", тем не менее он индивидуален, а его искусство правдиво лишь тогда, когда оно слито с правдой жизни. Илья Глазунов глубоко отразил суровую правду жизни своего времени.
Утверждение непрерывности русских традиций - вот главное направление его художественных исканий. Ведь дорога нашего Отечества имеет более глубокие корни, чем те, которыми очерчивают его исторический путь - 1000-летним пределом в лоне христианства. Эта дорога проходила через великие битвы, революции и потрясения, разруху и унижения. И Глазунов прошел по этой дороге заново, вживаясь в боль России, ее муки и надежды. Люди шли и идут на выставки этого художника потому, что каждая его картина заставляет задуматься о прошлом и настоящем России. Его искусство как социальный феномен оказывало и продолжает оказывать постоянное воздействие на российское общество в плане подъема этнического русского самосознания. Однако, как нам представляется, искусство Глазунова следует рассматривать и как политический феномен, как политическое явление. Ведь сотни тысяч отзывов в книгах - это не только материал для анализа художественных вкусов людей, но и основательная фактура для изучения тенденции развития общественного мнения, восприятия и отношения к русской теме, судьбе России, проблемам русского патриотизма и национализма.
На открытии московской галереи писатель Сергей Михалков сказал, что "человек рождается для того, чтобы оставить после себя след. И этот след в искусстве живописи Илья Глазунов оставил, а его замечательные философские картины заставляют человека думать".
Илья Сергеевич Глазунов заговорил о России во весь голос и заставил миллионы людей слушать себя.