ЛЕОНИД ПАРФЕНОВ: НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФЕССИЕЙ, А НЕ БОРЬБОЙ
На сей раз он прибыл в Петербург в статусе звезды российской журналистики. Хотя у Леонида Геннадьевича был и свой профессиональный интерес: он представлял русский вариант зарубежного журнала Newsweek. Нынче он в нем главный редактор - Парфенов вернулся к тому, чему учился на факультете журналистики ЛГУ имени Жданова. Закончив его в 1982 году, по распределению отправился трудиться в Вологду, а уже оттуда начал завоевывать Москву, где и сделал карьеру: от внештатного корреспондента до ведущего и автора популярных телепрограмм. В мае 2004 года телекарьера Леонида Геннадьевича прервалась из-за разногласий с руководством НТВ. Парфенов покинул эфир и переключился на периодическую печать.
И вот мэтр отечественной журналистики, лауреат, стильный и обаятельный ведущий посетил alma mater - наш факультет журналистики. Яблоку было негде упасть в актовом зале факультета. Вопросы сыпались один за другим, но Парфенов умело и бойко отвечал на все, умело интонируя, тонко меняя ритм и вызывая смех и аплодисменты студентов. Разговор шел непринужденно, хотя чувствовалось, как в нескольких случаях былая легкость улетучивалась, и московский гость чуть "тормозил", явно подыскивая точные слова
для ответа.
- Как вы сегодня оцениваете перспективы качественной прессы у российского читателя?
- Старая советская пресса, видимо, умерла, а новой традиции пока не создалось. Есть удачные случаи адаптации изданий-таблоидов или глянцевых журналов. Но вот внедрение еженедельного иллюстрированного общественно-политического издания типа "Штерна" в ФРГ или "Тайм" в США в медийную отечественную сферу не удалось. Не факт, что у этой задачи вообще есть решение. Но хочется надеяться, что нам удастся приучить читателей к нашему изданию. Хотя очевидно, что тиражи качественной прессы в нашей стране пока не растут. И подлинного лидера в этом сегменте прессы нет. Издания, предполагающие массовость, не могут успокаиваться теми низкими тиражами, которые у них есть. По самым скромным подсчетам, мы проиграем по тиражам такой стране, как Польша, в сегменте качественной прессы где-то раз в шестнадцать, если судить по реальным тиражам.
- Как сегодня вы оцениваете профессию журналиста? Это ремесло или талант?
- Конечно, ремесло. В мечты о таланте я не верю. Журналистика - это не разовое дело. Нельзя говорить о журналисте, что у него был гениальный эфир 11 февраля, а потом месяцев через пять он снова прекрасно выступил. Профессия складывается из постоянной и упорной работы. Хотя есть некоторые противопоказания по части характера человека. Если он застенчив и плохо сходится с людьми, то работать ему будет трудно. В журналистике все важно. Но не нужно путать журналистику с пиаром.
- Что будет с отечественной журналистикой через пять лет?
- Не знаю. У нас же ведь не линейное развитие истории. Никто не знал пять лет назад, что будет в нашей стране. Поэтому за прогнозы не стану браться. Вряд ли стоит ждать изменения отношения общества к нашей профессии.
- А как же 2008 год?
- Вы имеете в виду президентские выборы?
- Да.
- Меня везде об этом спрашивают. Но мне кажется, что сценария этого события у власти пока нет.
- Какие западные телевизионные передачи вы считаете для себя наиболее интересными?
- Информационные. Новости CNN и BBC. Интересными их делает то, как там подаются новости. В этом и заключается профессия журналиста: ты должен знать аудиторию, для которой ты работаешь. Если ты пишешь статью или делаешь репортаж, то должен чувствовать и, если угодно, просчитывать то, что найдет у нее отклик.
- А каковы ваши вкусы относительно периодики?
- Здесь особых предпочтений у меня нет. Но когда работал на НТВ, то обязательно читал "Пари-матч" и "Ньюсуик". В этих журналах были всегда самые качественные репортажные фотографии. Быть может, лучшие в мире.
- После увольнения с НТВ вы получали предложения с других каналов?
- Два канала мне предлагали разные варианты трудоустройства. Были готовы разные форматы. Сам я ни к кому не просился. Генеральные продюсеры сами выходили на меня с предложениями. Но случился Newsweek, и я сделал свой выбор в его пользу.
- А почему вы не ушли с НТВ вместе с Киселевым?
- Повторял и повторю, что я - не профессиональный революционер. И то, что они 24 часа вещали о себе в эфире, это выходило за рамки мыслимого приличия. Я господину Киселеву об этом при личной встрече говорил. Я ушел по своим соображениям, но когда ситуация изменилась, через десять дней вернулся. И три года делал программу "Намедни". Надо заниматься профессией, а не борьбой. Поэтому, например, и Елену Трегубову никогда не приму на работу в журнал или в телевизионную программу.
- Почему?
- Потому что она - слишком борец. Когда я открываю книгу и на первой странице читаю "кровавый чекистский режим", то тут же закрываю, потому что мне становится абсолютно неинтересно. А вот Андрея Колесникова с удовольствием бы взял, потому что на сегодня он - лучший репортер в стране. Он работает с информацией как никто другой. А информация - вещь сама по себе самоценная. Она не может быть вредной, полезной, бесполезной. Есть новость и факт, вокруг которого и должен "плясать" журналист. У нас же иногда просто придумывают новости. Помню, как в советские времена были модны на телевидении новости про землепашцев и тракторы. Такие материалы о первой борозде или о выходе "стальных коней" на поля Родины можно было гнать километры. Сегодня другое время, и штампы уже не работают.
- Вас никогда не тянуло стать журналистом-международником?
- В прежние времена такой возможности особо не было. А после советской власти я практически бывал где хотел и где мне нужно было для дела. Да и в "Намедни" было немало сюжетов "оттуда". Хотя помню, как Александр Бовин меня всячески предостерегал от того, чтобы чересчур увлекаться западной жизнью. Все время он предупреждал: "Ты старайся избегать штампов. А то вон у одного моего коллеги-международника из репортажа в репортаж встречаешь - "тихо несет Сена свои мутные воды". Так ведь можно и про Темзу, и про Рейн, и про Потомак написать!" А то, чем я занимаюсь в настоящий момент, по сути дела, и есть международная журналистика.
- Вы не собираетесь преподавать?
- Пока нет. Это совсем другая профессия.
- Вы помните свои первые шаги в профессии?
- Было много разных "первых шагов". Ведь был и юнкором еще до журфака, имел публикации в Питере. Потом были опыты на телевидении. А затем были "Намедни. 1961-1991". Тоже был первый шаг. И никто не знал, что делать с кинохроникой. Она вся сплошь оказалась постановочной. Тогда-то мы и нашли этот прием а-ля "Форрест Гамп", когда мое изображение вмонтировали в кадры реальной хроники. А затем были "Старые песни о главном", когда придумалось такое хорошее ретро. В профессии мне довелось сделать немало таких "первых шагов". И хорошо, что они были.
- Когда вы почувствовали себя знаменитым?
- Один из первых моих московских начальников, Эдуард Сагалаев, сказал: "Слава начинается тогда, когда перед твоим именем и фамилией не пишут должность".
- Ваши ближайшие планы на телевидении?
- Осенью на Первом канале должен выйти четырехсерийный документальный фильм о Крымской войне. Это будет своеобразное продолжение того, что мы сделали с Борисом Акуниным про Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Фильм называется "Война в Крыму". А планов относительно современности пока не предвидится.
- Какую последнюю книгу читали?
- Нет времени читать художественную литературу.
- А как насчет светской жизни?
- Я - не тусовочный персонаж, потому что у меня практически не бывает свободных вечеров. В редакции задерживаюсь обычно до одиннадцати вечера.
- Что вам снится по ночам?
- Ничего не снится. В этом смысле я патологичен. Иногда когда очень устану, то прокручивается в голове то, что не успел за день, но без отступлений "от конспекта".
- Вы - успешный человек?
- Как-то неудобно отвечать на такой вопрос. Понимаешь, что сказать "нет" нельзя, а сказать "да" будет нескромно.
- Можете рассказать свой любимый анекдот?
- Не большой мастер по этой части. Да и те анекдоты, которые вспоминаю сейчас, слишком уж забубенные да все почти политические.
- Ваш самый крупный провал в профессии?
- Надеюсь, что он еще впереди.
В мечты о таланте я не верю. Журналистика - это не разовое дело. Нельзя говорить о журналисте, что у него был гениальный эфир 11 февраля, а потом месяцев через пять он снова прекрасно выступил. Профессия складывается из постоянной и упорной работы.