ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ ШАЛОСТИ
Концертом в Малом зале Филармонии пианист Денис Мацуев отметил свое 30-летие.<br>
В тот вечер Денис Мацуев играл вместе с именитым саксофонистом Георгием Гараняном в сопровождении виолончели, контрабаса и ударных. Программа называлась "И классика, и джаз", но от классики как таковой ничего и не осталось. Немножко "Кармен", немножко Чайковского, но только переделанного, как это модно, из минора в мажор, да Дунаевский со своим "Широка страна моя родная", сыгранным на фоне колыбельной. Кстати, последнее довело до восторженного писка почтенную филармоническую аудиторию.
Именинник предстал перед слушателями и как композитор. Были исполнены пьесы его собственного сочинения - "Байкальское самбо", "Баллада" и "Вариации на тему Паганини". Камерное пространство заполненного до последних рядов Малого зала словно расширилось и перенесло нас в темную ночь богатой и элитной джазовой музыки - куда-нибудь на корабль, плывущий по реке среди ночных огней. Но это был не тот фоновый джаз, который часто звучит в кафе или по радио. Джаз Мацуева - громкий, залихватский, даже, можно сказать, агрессивный: недаром Святослав Бэлза сказал, что этого музыканта называют "истребителем роялей".
В тот вечер звучало множество импровизаций, среди которых заказанная пианисту "биографическая" - на тему "Как я разменял четвертый десяток". Услышав первые мрачные аккорды, публика злорадно хихикнула, мол, старость - не радость, но потом музыка стала легкой, безмятежной и даже временами веселой. Так что, судя по всему, четвертый десяток пианиста не страшит и у него есть еще много чего нам поведать.
А пока что пришедшие узнали еще одну страсть Мацуева - это футбол. И специально по случаю его дня рождения Георгий Гаранян исполнил заветную мечту пианиста и сочинил "Футбольную серенаду". Для ее исполнения музыканты переоделись в футбольную форму (жаль только, "Спартака", а не "Зенита", но публика простила), а Святослав Бэлза свистел в свисток, раздавал красные карточки и удалял со сцены.
И все-таки милые музыкальные шалости не имели бы такого успеха, если бы не хорошее исполнение. Интересно было слушать вставленное шутки ради посреди пьесы пение птиц под рукой виолончелиста Борислава Струлева и непривычный, сочный электрогитарный звук контрабаса Андрея Иванова, наблюдать за ювелирной работой ударника Дмитрия Севостьянова, ну и, конечно, успевать следить за виртуозными пассажами саксофониста и пианиста. Каждый музыкант был уникален по-своему, и пожалуй, именно это сделало столь шумный джазовый вечер достойным знаменитого зала.
Когда перед началом концерта ведущий Святослав Бэлза сказал, что такого Малый зал не видел со времен Листа, закралось сомнение, что это очередной рекламный ролик, где обещают все самое лучшее. Но потом оказалось, что эти слова были сказаны не просто так: получился действительно качественный, красивый и, надо сказать, смелый вечер. Он удачно совместил в себе черты филармонического и джазового концерта, добавив к нему легкую проказливость капустника.