КАЖДОМУ ПО ДЕЛАМ ЕГО...
Несколько лет назад довелось мне участвовать в поездке в Ивангород на могилу барона Штиглица. О Штиглице знал я тогда совсем немного: что это замечательный деятель той старой России, которую мы потеряли, что он основал, причем на собственные деньги, замечательное художественное училище ремесел, которое во времена моей молодости по старой памяти называли еще просто Штиглиц. Так и говорили: "Пойдем к Штиглицу...", хотя заведение было переименовано в Училище имени Веры Мухиной. Это советская власть, чтоб стереть память о выдающемся человеке, который оказался виноват лишь в том, что происходил из прусского рода, родоначальник которого в России русским же царем был пожалован баронским титулом. Но пролетарскую власть такое происхождение не устраивало. И оно присвоило училищу Штиглица имя прекрасного скульптора Веры Мухиной, которая, однако, никакого отношения к этому учебному заведению не имела. Замысел удался - имя основателя было накрепко забыто. Даже в просторечье вместо "Пойдем к Штиглицу", стали говорить "Пойдем в "Муху".<br>
Из той поездки я вернулся убежденным и пламенным поклонником Александра Людвиговича Штиглица. А вот семейная усыпальница барона Штиглица в совершенно развалившемся ивангородском храме Живоначальной Троицы производила чудовищное впечатление своим не просто запущенным, а вообще нечеловеческим видом. И если бы не чудесный батюшка, настоятель церкви, который уже начал сбор средств на восстановление храма и могил и сам, засучив рукава, делал что мог, картина была бы совсем удручающей. Правда, несмотря на энтузиазм священнослужителя и все наши публикации после поездки, дело, казалось, никогда не стронется с места. Может ли произвести впечатление на наше очерствевшее общество подвижничество одного батюшки и 5-6 журналистских публикаций? Я считал, что не может. К счастью, ошибся.
Не знаю, возымели ли действие наши публикации, но вот держу перед собой "План мероприятий, направленных на увековечение памяти известного государственного деятеля, финансиста и мецената барона Штиглица". Тут и проведение торжественного вечера памяти Штиглица, и открытие мемориальной доски на особняке на Английской набережной, где жил выдающийся деятель, и возвращение памятника Штиглицу из Великого Новгорода, и публикация его архива, и многое другое, что достойно увековечит память этого подлинного патриота России.
И если хотя бы часть из этих задуманных Центром национальной славы России мероприятий осуществится, будет не только восстановлена историческая справедливость, но еще и создан очень значимый для нашего общества прецедент.