БОЛЬШЕ МУЗЫК - ХОРОШИХ И РАЗНЫХ!
Третьим Fashion-концертом в Эрмитажном театре закончился сезон института ПРО АРТЕ.<br>
Честно говоря, при всей своей оригинальности и незаменимости концерты современных композиторов зачастую грешат однообразием и неблагозвучием. И поэтому заявленная цель ПРО АРТЕ - привлечь к ним всеобщее внимание - кажется немного преждевременной. Но если делать это так, как было предложено на "модном концерте" в Эрмитажном театре, вполне возможно, кое-что и получится.
В этот вечер на одной сцене встретились очень разные и очень известные композиторы, специально по этому случаю написавшие новые произведения - Игорь Вдовин, Владимир Раннев, Андрей Самсонов и Алексей Айги. А исполнителями стали незаменимый Алексей Гориболь, "Один оркестр" Владислава Песина, австралийский тенор Эндрю Гудвин и... всеми позабытый к концу выступления, никем и никому не представленный мальчик в спортивной одежде - "способный ученик" Владимира Раннева - из его театрализованного сочинения "Мисольдомимисоль". По пьесе ребенок под чутким руководством преподавателя (его роль исполнил сам композитор) начинал учиться музыке. После долгого выбора между всем знакомыми нотными сборниками, через которые в свое время прошел любой будущий музыкант, учитель скромно остановился на самом себе, полюбовавшись своей фамилией на книге популярного нотного издательства (обложки были показаны на установленном на сцене большом экране). С этого-то, надо сказать, непростого сочинения и началась для ребенка музыка. Пожалуй, это немного шуточное, немного серьезное и трогательное произведение больше других стремилось к контакту с аудиторией. В нем слушатели, судя по реакции, увидели себя и еще раз вспомнили узнаваемый театрально-музыкальный почерк Владимира Раннева. Единственное "но" - появился вопрос: будут ли восприниматься его сочинения, если доведется их слышать и видеть во второй, третий и так далее раз, особенно без участия автора? Ведь во многом уникальность его произведений состоит в том, что они исполняются "здесь и сейчас" и композитор остается творцом в момент воспроизведения. А ведь филармоническая классика - для сравнения - звучит по несколько раз за сезон и не становится от этого хуже. Наоборот, чем больше раз услышишь, тем больше в ней найдешь. Движение же как элемент музыки не так богато интерпретациями.
Но зато такого вопроса не появляется, когда слушаешь музыку Игоря Вдовина. Его "Остинато" для фортепиано и струнного оркестра только на одном этом концерте с легкой руки Алексея Гориболя было исполнено дважды. Четкий тревожный образ-настроение его музыки то вырастал, а то затихал, словно какое-то чувство или ощущение, к которому очень хочется вернуться. Возможно, чтобы каждый раз не удлинять сочинение таким искусственным способом, композитору стоило развить тему и написать крупную форму, но все равно было бы здорово, если б музыканты взяли его в свой репертуар, потому что эта музыка должна звучать снова.
А вот у кого все было сказано и закончено, так это у Алексея Айги, при жизни признанного классиком. Его "Ель растет быстрее дуба" для фортепиано и струнных спокойно и уверенно завершила вечер, не оставив никаких вопросов: концерт действительно удался, а новая музыка не только не заставила скучать, но и раскрыла слушателям богатую палитру красок, которыми рисуют современные художники звуков. Кому-то полюбились, пожалуй, самые мелодичные в этот вечер, почти эстрадные романсы-колыбельные Андрея Самсонова, кому-то перформанс Владимира Раннева, кто-то оценил классичность Алексея Айги, а кто-то так и затерялся в настроениях пьес Игоря Вдовина.