ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ И ЖЕЛТЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК

В Мраморном дворце открылась выставка рам "Одеть картину".<br>

"Как правило, посетители музеев, рассматривая произведения искусства, редко обращают внимание на их рамы", - говорилось на открытии выставки. Не знаю, кто как, а я сразу вспомнила, что ребенком в музеях рассматривала именно рамы. Картины тогда казались скучными, тусклыми, а рамы - золотые, резные, узорчатые - неизменно привлекали внимание: ведь это ж сколько труда надо - и все только для того, чтобы украсить картину? Возможно, именно такое - детское, естественное - восприятие многим вернет новая выставка в Мраморном дворце. Конечно, непривычно видеть на стенах пустые квадраты и прямоугольники, но это помогает увидеть в самой раме произведение искусства. Оказывается, она тоже бывает разной, и у нее своя история. Например, в XVII веке рамы были строгие, золоченые, расписанные серебром или тонированные под черное дерево. Век спустя к ним добавили барочные элементы, соответствовавшие роскоши дворцов Растрелли, в которых они висели. При Екатерине II в моду вошел классицизм с его острыми углами, гладкими поверхностями и орнаментом из листьев, гирлянд, бус и розеток. Первая четверть XIX века принесла стиль ампир - тогда границы рам были строго очерчены, к ним добавлены навершия, а внутренние стороны рам скошены вглубь, к картине. И только потом, спустя еще годы, добавился лепной накладной орнамент и причудливый силуэт модерна. Но есть на этой выставке и рамы с картинами в них, и это тоже не случайно. Дело в том, что иногда художник сам делал эскиз рамы для своей картины. И тогда одно становилось продолжением другого. Речь идет не только о сюжетном продолжении, хотя такое тоже имело место, как, например, на одной из картин выставки, где нарисованы два мальчика-рыцаря, на которых нападает дракон, прилепленный к самой раме. Золотая, светящаяся изнутри рама, оформлявшая картины простого домашнего быта или лица стариков, словно показывала отношение автора к изображаемому, передавая золото души человека или святость нарисованной комнатки с иконой на стене. Тогда свет рамы продолжал свет картины. Во время войны и революций картины часто поступали в музеи без обрамления, там менялись своими "одеждами" или, попадая в частные руки, тоже лишались изначального декора. Получается, что у одной картины бывало помногу творцов, и каждая деталь оформления влияла на восприятие произведения искусства. Но все-таки, если забыть о превратности судеб многих полотен, какие же они сами по себе красивые, эти рамы - со ставенками, со стеклом, металлом, маленькие и большие, скромные черные и белые и сверкающие, как царская корона на красном бархате!
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.