СВОБОДНАЯ МУЗЫКА
В Петербурге завершился XII международный фестиваль джаза "Свинг белой ночи-2005".<br>
"Ага, значит, из свинга получился бибоп, оттуда вышел кул, хард-боп и вообще все то, что мы имеем сегодня. В это время блюз преобразовался в буги-вуги, затем в соул и обернулся фанком. А там когда-то еще диксиленды были..."
Приблизительно такие рассуждения занимали молодых посетителей, разглядывавших дерево истории музыки на стене Филармонии джазовой музыки в эти три фестивальных дня. Джаз - это огромная структура, состоящая из множества стилей и подстилей, в которых не так просто разобраться. Но в нашем городе есть и настоящие ценители, которые не пропускают гастролей именитых джазменов и сходу определяют, что к чему. Фестиваль "Свинг белой ночи" собрал в этом году как любителей, так и профессионалов. А по выбору исполнителей и стилей почти стал живой энциклопедией джаза. Да и сам музыкальный директор фестиваля Давид Голощекин, к удовольствию публики, успел показать свое мастерство в игре практически на всех инструментах, побывав на сцене каждый фестивальный день.
Один только гала-концерт на площади Искусств успел поведать о том, как звучал джаз в 1930-е, 1950-е и теперь. Пожилых слушателей порадовал мягкий голос Яны Радион с оркестром "Саксофоны Петербурга", напомнивший им о временах грампластинок и Фрэнка Синатры, и, конечно, джаз-бэнд Алексея Канунникова с его еще более ранним простым, светлым и наивным "Yes, sir, it‘s my baby". Были и иностранные гости: о современном американском джазе спела знаменитая афро-американка Ив Корнелиус, а о том, что будет, если добавить в джаз мотивы музыкальной Кубы и Латинской Америки, - Alexander latin band, полюбившийся уже более молодой части аудитории мелодиями Тито Пуэнте. Даже жара и беспощадное солнце, загонявшее слушателей под елочки у Русского музея, не смогли ничего противопоставить народной любви к джазу. Несмотря на то что это музыкальное направление во все времена считалось сугубо интеллектуальным, рассчитанным на узкий круг знатоков. А в середине века в СССР, как и в нацистской Германии, и вовсе было запрещено.
Тем же вечером в Филармонии джазовой музыки состоялся уникальный разговор - умный и прекрасный, как беседа двух философов. Говорили скрипки Давида Голощекина и польского музыканта Михала Урбаняка. Оба эти музыканта знамениты во всем мире, и то, что они встретились на одной сцене в Петербурге, стало знаменательным событием. Выходя к слушателям, Давид Голощекин еще раз напомнил о том, что пришедшие являются свидетелями уникального действа - ведь не так-то много джазменов играет на скрипках, особенно на таком уровне. И тогда даже саксофонист Игорь Бутман, закончивший в первом отделении свою программу на этот вечер, не выдержал и снова вышел на сцену.
Еще один международный проект был представлен на закрытии фестиваля, когда вместе выступили русско-американский гитарист Илья Луштак и канадские братья Стюарт - саксофонист и ударник. Кстати, первой репетицией, по их признанию, стал сам этот концерт. И поэтому леди в зале, просившая Илью спеть, дождалась от него только пары музыкальных фраз. Но зато музыканты пообещали, что после недельной "халтуры по всему городу" они вернутся в джазовую филармонию и сыграют очень хорошие концерты - кстати, один из них состоится сегодня, а другой - завтра в Эллингтоновском зале. Ну а фестиваль, как сказал его ведущий Владимир Фейертаг, вернется уже через три с половиной сотни дней.