ВЕНЕЦИАНСКОЕ ЗОЛОТО - ЭТО РУКИ САПОЖНИКОВ И ПОРТНЫХ

Борьбу за качество обуви, одежды и модных аксессуаров в Италии начали с ХIII века. <br>

На этой выставке просто нельзя не побывать. Пропустите - никогда потом себе не простите. Не случайно она уже демонстрировалась в крупнейших мировых столицах - Берлине, Нью-Йорке, Лондоне, Пекине. Ну и, конечно, в Венеции, откуда эта замечательная экспозиция и происходит. И называется она "Ремесло и мода в Венеции в ХIII -ХVIII веках". Созданию этой экспозиции мы обязаны Ассоциации обувного дела Бренты - современному объединению итальянских обувщиков, существующему с ХIII века. Первый устав цеха венецианских сапожников датируется 1260 годом. С тех пор пошло-поехало. И доехало до наших дней - ныне Италия один из основных экспортеров обуви в мире. Около 100 тысяч итальянцев работают более чем на 7 тысячах предприятий обувной промышленности. Даже как-то не поворачивается язык называть все это промышленностью. Потому что это подлинное искусство, корни которого там - в глубине веков. Кто из нас носил когда-нибудь в жизни хоть одну пару туфель, произведенную на Апеннинском полуострове, тому ничего объяснять не надо. Старшее поколение помнит, что значило в советские времена приобрести пару итальянских женских сапог. Представительницы прекрасного пола не говорили в ту пору "купила" или даже "достала", а с гордостью и экспрессией сообщали: "Я оторвала итальянские сапоги!" Так вот, венецианские обувщики решили сами осмыслить тот путь, который прошли за века мода и ремесло в Италии. Начали исследования, привлекли крупнейшие музеи и частных коллекционеров, и получилась необычайно яркая и всеобъемлющая экспозиция, все экспонаты которой - подлинные, и буквально за каждым из них встает эпоха со своим неповторимым лицом. И не только эпоха, но и причудливость модных тенденций, судьбы ремесленников-художников, их тяжелый и вдохновенный труд и многое другое, чего без этой выставки мы никогда бы не узнали. Например, что цех венецианских портных, организованный еще раньше сапожников, в 1219 году, начал с написания устава, предписывавшего каждому члену цеха поклясться на Библии, что он будет честен со своим заказчиком, будет давать ему правильные советы по качеству и количеству требуемой ткани, помогая таким образом избежать ненужного расточительства. По правилам того времени ткани и модели выбирались заказчиком. Моду создавали заказчики, от мастера требовалось всего-навсего искуснейшее мастерство. Венецианским заказчикам ХIII и последующих веков было из чего выбирать. Невероятное впечатление производят ткани. Краски, что называется, горят и мерцают, все подлинные и живые, как будто только вчера вынуты из ткацкого станка. "Бархат по бархату с парчой", "Бархат по бархату с узором из розеток... вокруг геральдической короны". Из такой ткани шили накидки для самых высоких государственных деятелей Республики Венеция. А какие представлены замечательные книжечки с образцами шелков и бархатов, правда, это уже век ХVIII, но тем не менее. Вместе с этими образцами на выставке, оформленной в стиле венецианской ярмарки, ежегодно проходившей на площади Сан Марко, представлены челноки и шпули, железные стержни для разрезания бархата и специальные резаки. А также документы (описи, законы, уставы, цеховые правила), инструментарий ремесленников (ткацкие станки, прялки, обувные молоточки, мотовила, сновальные машины), вывески ремесленных цехов, модные журналы, гравюры и эскизы одежды, ткани, кружева, готовая одежда, обувь, аксессуары.... Глядя на эту подлинно художественную культуру производства, понимаешь как от века к веку росла эта мощная индустрия итальянской моды. Понимаешь, почему качество стало визитной карточкой этой индустрии. С самого начала венецианцы опирались на строгие, пусть теперь немного архаичные, но незыблемые корпоративные законы. Схалтурить, даже чуть-чуть отступить от правил было невозможно - отсюда качество, красота, художественная свобода в рамках таких незыблемых законов. А еще, когда рассматриваешь эту экспозицию, приходит чувство некоторого стыда. Нет, не за то, что мы не научились так безукоризненно делать свое дело - это уж ладно. А за то, что мы совершенно незаслуженно любим задирать нос перед прошлым - ах, ХХI век, ах, какой прогресс, до нас почти ничего не было, какие у нас модные дефиле, модные дома, какие ткани... После выставки "Ремесло и мода в Венеции" невольно хочется опустить нос пониже. Все было, и еще как было! Даже туфли на платформе высотой 52 сантиметра, конец ХV века... Правда, на таких платформах женщины были не в состоянии передвигаться самостоятельно, без помощи двух кавалеров, поддерживающих даму с обеих сторон. Но что поделаешь - мода всегда чрезмерна. А не хотите ли примерить темные очки типа "Гольдони" - "крупная роговая оправа, сверкающие зеленые линзы и боковые экранчики из шелка, хорошо защищающие от солнечных лучей..." Но - довольно, так можно описывать всю экспозицию подряд...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.