НИКАС САФРОНОВ: Я РИСУЮ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ
В Петербурге проходят выставки картин одного из самых известных современных художников России Никаса Сафронова. Долгие годы он работал в самых разнообразных жанрах - от иконописи до сюрреализма, создал отличную копию знаменитой "Тихвинской Богоматери", написал портреты глав двух десятков государств.<br>
- Петербуржцы вас давно не видели, почему?
- В последний раз в Петербурге я был очень давно. Помню, когда мы приехали сюда, моя жена Франческа, которая родилась в Италии, сказала, что в России она смогла бы жить только в Петербурге. Я даже хотел здесь купить квартиру и приезжать постоянно. Но потом жене Россия разонравилась, она перебралась в Лондон, где живет до сих пор. К сожалению, с того времени в Петербурге я нечастый гость. Путешествовать сейчас приходится слишком много. За последнее время я побывал в восьми странах. В Лондоне у меня работает экспозиция, такая же действует в Женеве и Японии. Кроме того, собралась большая группа тех, кто хочет получить портреты. Недавно я писал портреты одного из губернаторов Китая и Джорджа Буша.
- Как вам удалось получить заказ на портрет президента США?
- Это давняя история. Много лет назад я познакомился с Биллом Клинтоном. Его я писал в масле. Он даже наградил меня золотой медалью за вклад в мировое искусство. В прошлом году в Баварии портрет у меня заказал и Джордж Буш. Нас познакомил Владимир Путин - он представил меня американскому президенту, но, как выяснилось, тот меня уже знал. Примеру Буша, кстати, последовали многие. Свой портрет мне заказывала Маргарет Тэтчер, но работа над картиной откладывалась из-за смерти ее мужа. Сейчас своей очереди ждут президент Перу и глава Бразилии. И от россиян, конечно, тоже заказы есть.
- Они следуют примеру Владимира Путина?
- Кто-то - да, кто-то - нет. Хочу еще раз заявить, что писал портрет нашего президента с натуры. На сегодняшний день это официальное изображение главы государства. Возможно, именно поэтому многим чиновникам нравится заказывать портреты у меня. Я где-то слышал, что Путин никому больше не позирует потому, что ему не нравится портрет моей работы. При встрече я неоднократно спрашивал его об этом. Владимир Владимирович так и ответил: "Побойся Бога, Никас! У всех в кабинетах висят портреты твоей работы. Мне они нравятся".
- А где сейчас хранится тот самый портрет президента?
- Не знаю, по всей видимости, у Путина и хранится. Это, в конце концов, уже его дело. Нельзя похвастаться, что я близкий друг Владимира Владимировича и имею возможность ходить и смотреть, куда он вешает мои работы. А так, при встрече на каких-то мероприятиях он всякий раз со мной общается как с очень близким для него человеком.
- Почему все-таки свои портреты известные люди заказывают именно вам?
- Понимаете, портреты, которые я делаю, - это не статические полотна. Я ищу живые лица, пытаюсь в портрете выявить ангела-хранителя человека. Позже, совершая какой-то поступок, герой картины будет думать, как отнесется к нему тот, кто будет смотреть на картину. Если этот поступок нехороший, то он просто не будет его совершать, потому что на портрете он видел своего ангела-хранителя. Потом, когда через тысячи лет уже не будет Земли и людей и инопланетяне найдут мои картины, они посмотрят на них и скажут: "Какие были хорошие люди! Не возродить ли нам их снова при помощи генной инженерии? Хороший был век, давайте вернемся к нему и его обитателям". Ведь именно так люди Ренессанса возвращались в античное искусство.
- Благоприятно ли наше сложное время для творчества художника?
- Если смотреть пессимистически, то время сейчас ужасное, если немного по-другому, то оно замечательное. На самом деле все зависит от твоего настроя. Я всегда настраиваюсь положительно. Да, и у меня тоже были проблемы, когда-то мне запрещали выставляться, но все равно я находил пути и выходил из этих ситуаций. Есть такая кинокартина "Игра", когда олигарх, богатейший человек, попадает в сложнейшие ситуации и, выходя из них, понимает, что жизнь прекрасна, и начинает радоваться всему. Так стоит поступать и нам. Англичане из хороших семей едут в Африку и помогают дистрофичным детям. Я всегда считал, что каждый должен попытаться сделать этот мир хоть чуточку чище. Мне не нравится, когда я еду на красивой машине и вижу вокруг мусор. Я останавливаюсь, беру его, кладу себе в багажник и еду дальше, чтобы выбросить потом. Очень люблю животных, и никогда не мог бы себе представить, как можно убить и съесть их. Так после встречи с Николаем Дроздовым я перестал есть мясо, а он перестал делать это после того, как побывал в Индии.
- Вы много путешествуете, люди какой страны нравятся вам больше?
- Я вообще люблю людей. Каждый народ хорош по-своему. Однако Россия - моя любимая страна, я люблю все ее города. У меня есть возможность жить там, где хочу: пусть и небольшой, но свой замок в Шотландии, жена живет в центре Лондона, а в Москве у меня дом. Король Испании звал меня в свою страну и тоже хотел подарить дом, более того, один французский мэр предлагал мне подарить замок, но я считаю, что нужно иметь что-то свое на родине.
- Никас, а какие женщины вам нравятся?
- Я художник и потому восхищаюсь женщинами, люблю их, делаю комплименты. Если у женщины и есть какие-то недостатки, закрываю глаза и домысливаю ее до идеала. Конфуций говорил, что ему не нужны новые женщины, ему нужны новые впечатления.
Бывал влюблен много раз, читал стихи, совершал немыслимые поступки, скупал розы сотнями... Но туман рассеивался. Я мечтал любить одну женщину, которая может развеять мое чувство одиночества в толпе. Но, наверное, это не моя планида. Каждый вносит за талант свою плату. Я расплачиваюсь таким образом. Моя единственная женщина - это моя работа. Я женат на искусстве.
С Франческой мы расстались из-за моего нежелания жить на Западе. Она же не могла привыкнуть к российскому образу жизни.
- Если не секрет, как вы познакомились с Франческой?
- Не секрет. Познакомились мы в Лондоне. Я приехал туда на три месяца. Решил пойти на выставку русской живописи конца XIX - начала XX века. Там я и встретил девушку, она как будто бы сошла с картины Борисова-Мусатова. Пытался общаться с ней на ломаном английском, но когда мой запас слов иссяк, она на хорошем русском языке ответила мне, что ее зовут Франческа, она итальянка, интересуется нашей страной, изучает все русское и рада познакомиться с русским мужчиной. А я слушал ее и представлял, как мы будем жить в доме на берегу моря, у нас будет много детей, я буду рисовать морские пейзажи... Наши отношения были возвышенными. Мы даже венчались в церкви. Она католичка, но приняла православие. Были счастливы, жили в Москве, рождения сына ждали уже в Италии. Но потом мне стало невмоготу оставаться в тихом, нешумном итальянском поместье. Конфликта не было, но мы стали отдаляться друг от друга. Корабль счастья разбился о рифы несхожести мироощущения. Прямо у берега, на котором я не сумел построить дом своей мечты. Всецело принадлежать кому-либо я не могу в силу реальных причин. Я художник и не принадлежу даже самому себе.
- У вас есть сын?
- Да, и не один. Нашего с Франческой сына зовут Стефано. Я им безумно горжусь. В отличие от меня, недоученного, он в свои восемь лет говорит на трех европейских языках - итальянском, английском и французском. Прекрасно владеет компьютером, разбирается в математике, играет на скрипке, занимается в театральной студии. Он - мое все. Мне грустно, что он продукт другой культуры и не знает русского языка. Когда он приезжает ко мне, мы общаемся через переводчика. Такая вот пикантная деталь. Шесть лет назад я признал еще одного сына. Луке десять лет. Он пианист и делает большие успехи - побеждает в международных конкурсах. И еще один мой сын, Ландин, живет теперь в Австралии со своей мамой, ему два года. Своих сыновей очень люблю, помогаю материально. Но чувство вины испытываю только по отношению к Стефано. Если Инна и Катрин рожали детей для себя, то Франческа - для меня. Надеюсь, что Стефано выучит русский язык и мы будем теснее общаться.
- А мечта у вас есть?
- Да. Вернуться в детство. Говорят, что, когда уходят родители, ты становишься взрослым, а взрослость - ужасно, ибо ты начинаешь думать о смерти. Потому надо всегда быть ребенком, чувствовать, что жизнь прекрасна и замечательна. И обязательно надо путешествовать, неважно куда, в Саратов или Париж, чтобы общаться с людьми. Как только человек начинает замыкаться в себе, он становится нудным, некрасивым и неинтересным и от него все отворачиваются. Так же каждый день надо совершать неординарные поступки. Может, не каждый умеет рисовать, но ведь дерево может посадить любой. Позже к этому деревцу можно приходить и чувствовать, что жизнь прекрасна.