ПОЧТИ ПОДАРОК
В Петербурге завершился XIII музыкальный фестиваль "Дворцы Санкт-Петербурга".<br>
Его концерты традиционно закрывают бурный городской фестивальный сезон и первыми приглашают любителей музыки на летнюю природу - в царские резиденции с их дворцами и парками. В этом году пять из тринадцати вечеров фестиваля прошли в пригородах - Пушкине, Петергофе и Стрельне. Ажурное золотое оформление залов и огромные зеркала уже сами по себе создавали атмосферу праздника, а удаленность от городской суеты словно говорила о том, что все это - для избранных.
Впрочем, нельзя сказать, что фестиваль, наслаждаясь своей камерностью, был в этом году далек от народа. Скорее наоборот: народ был далековат от фестиваля, несмотря на то что кое-какие вечера были "для всех". Например, два концерта проходили в Большом зале Филармонии. Открытие привлекло много публики благодаря своей премьерности - впервые в Петербурге была исполнена оратория Генделя "Соломон". Но другой концерт, с интернациональным составом исполнителей, дополненный танцами фламенко и диковинным инструментом - альпийским рогом, не собрал и половины зала. Хотя оба вечера того стоили.
Такие фундаментальные сочинения, как оратория Генделя, требуют больших исполнительских затрат. Выстроить выступление так, чтобы все зазвучало, очень непросто, и для этого требуется много репетиций. А собрать подходящих исполнителей, которые готовы к работе в новых условиях, и вовсе утопично. Поэтому то, что произведение было-таки исполнено, - само по себе подвиг. Другое дело, что были и огрехи. Голоса солистов не сочетались, и ансамбля не получилось. Кроме того, эстонский дирижер Андрес Мустонен в своем стремлении сделать продолжительное произведение живым, доводил его до сумбура. А латвийскому камерному хору Ave sol недоставало выразительности.
Вообще, чтобы охарактеризовать этот фестиваль, надо сказать слово "почти": все его проекты были очень интересны, красивы, оригинальны, но чуть-чуть не доведены до совершенства, и ложка дегтя была всегда.
Прекрасная армянская музыка звучала на следующем концерте фестиваля - в Российском этнографическом музее. Замечательная игра Фаика Челеби на инструменте "тар" уносила мысли куда-то далеко в горы Армении, сочный голос солистки Большого театра Аракс Давтян пел нежную мелодию, которая запомнится, наверное, навечно. Все это было дополнено новыми не только музыкальными, но и живописными полотнами - выставкой Сергея Параджанова. Но опять-таки: оперная полнота голоса и прямо-таки церковная акустика зала Этнографического музея оставляла желать чуть большего тепла и простоты при исполнении армянской музыки.
Пожалуй, одним из немногих избежавших пресловутого "почти" был испанский кларнетист Оскар Эспина-Руис. Выразительная, проработанная до мелочей и виртуозно исполненная, его программа, как и дуэт со скрипачкой Екатериной Фроловой, не оставляла места для упрека. А вот на альпийский рог в руках итальянца Карло Торлонтано было интереснее смотреть, чем слушать.
В общем, что-то вынести для себя можно было с каждого концерта. Красивый жест танцоров фламенко, полюбившуюся мелодию солистки, виртуозный пассаж кларнетиста, философскую картину художника, сверкающий праздник бала или улыбку певицы.