ЭМОЦИЯ КАК ГОРМОНАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО
Теперь мы увидели, как влияет психоанализ на испанцев.<br>
Название фильма известного испанского режиссера Хоакина Ористреля звучит угрожающе - "Убить Фрейда". А на самом деле отец-основатель психоанализа появляется в картине ближе к финалу, но весь сюжет этой трагикомедии вертится вокруг его идей. Представьте себе Барселону в 1913 году. Очередное киноретро поначалу кажется элементарным детективом о том, как одна из двух сестер (Леонор Уотлинг) ищет пропавшего мужа. Ей берется помогать представительный свояк, то есть муж другой сестры. Это видный и основательный мужчина с невероятно пышными усами и бакенбардами (Луис Тосар).
Озорник-режиссер со смаком воссоздает на экране атмосферу некоего комического декаданса, когда модные фрейдовские идеи отвращали людей от размеренного течения жизни и погружали в самые разные эксперименты на интимной почве. Параллели с современностью настолько очевидны, что их невозможно не заметить. Однако Ористрель хитро аранжирует визуальный ряд картины под кинематограф начала прошлого века, чем добивается вполне ироничного отношения публики к тому, что происходит в кадре. Мы попадаем то на собрание местного общества психиатров, то в морг, то на съемки порно эпохи модерна, а то и вовсе в "веселенькое заведение". Перед зрителями проходит череда того, что во времена Фрейда называли "девиантными отклонениями в сфере секса". Но киносекс в исполнении актеров у испанского киноозорника выглядит как провинциальная запретная забава, которой герои картины, скорее, увлекаются из-за моды, оставляя философию в стороне.
Хоакин Ористрель умеет найти нужный тон для нужной темы, варьируя интонации даже в пределах одной киноистории. Недаром название его предыдущей картины было вызывающе шокирующим - "Между ног". Увы! Именно в этом месте человеческого тела порою формируются те импульсы, которые кого-то заставляют сходить с ума, кого-то любить лиц своего пола, а кого-то получать наслаждение от причиняемой боли и унижения.
В 1913 году испанцы, как и все остальные жители цивилизованного мира, верили австрийскому психиатру. Девяносто лет спустя доверие к нему все-таки поуменьшилось. Однако в одном дедушка Фрейд всегда остается правым: если возникает желание у человеческого индивидуума (пусть даже и запретное), то надо попытаться его реализовать. Иначе возникает невроз. Что же касается эмоций, то гормонального в них ничуть не меньше, чем сексуального.
Можно сочинить любую теорию и как угодно объяснить окружающий мир, в том числе и тягу мужчин к женщинам (и наоборот). Но жизнь, в конце концов, в лице очаровательной свояченицы все-таки возьмет реванш. Об этом и фильм. И Фрейд здесь совершенно ни при чем.