ЗАЧАРОВАННЫЙ САД ЛЮБВИ

В Музее коллекционеров в Петергофе открылась выставка "Сады и фонтаны Версаля".<br>

Двадцатипятилетний Людовик XIV повелел загородный скромный дом отца в Версале, в четырех лье от Парижа, превратить в пышную резиденцию. Молодой, нетерпеливый король был жадно охвачен своей идеей, и всего через пятнадцать лет это бесплодное и нездоровое место расцвело садами, удивившими весь мир. "Здесь Искусство превосходит или украшает Природу, - писали современники. - Оно творит в одиночку, забыв стихию, чтобы королю дать возможность создать великолепные произведения". Хроникерами и летописцами, изображающими все этапы возникновения версальских дворцов и садов, стали граверы. По указу Людовика XIV появилась мастерская гравюры, названная "Кабинетом короля", где ежегодно издавались целые тома с пропечатанными гербами Франции, которые вручались иностранным монархам и знатным особам. Но "королю-солнцу" этого показалось недостаточно, и он стал записывать правила посещения в своей рукописи "Способ показывать сады". Более трех столетий спустя французы нашли еще один способ - подарили к юбилею Петергофа выставку "Сады и фонтаны Версаля", основой которой стали 74 уникальные гравюры мастеров XVII-XVIII веков. Экспозицию украшают четыре живописных полотна с видами Версальских дворцов и парков, скульптура и три макета, специально изготовленные к этой выставке по архивным планам, - Огород короля, фонтан Энкелада и один из каскадов Сен-Клу. Вероятно, Петр Первый, искавший для России в Европе достойные примеры, знал о Версальской резиденции по гравюрам "Кабинета короля", хранившимся в его библиотеке, ведь строительство Петергофа началось до путешествия во Францию. Петр Первый в 1717 году уже не застал блистательного создателя Версаля - его встречал семилетний Людовик XV, взяв на руки которого, русский царь провозгласил: "Всю Францию на себе несу!" По возвращении в Россию Петр повелел строить "Русскую Версалию". Ныне весь мир любуется и невольно сравнивает две жемчужины садов и фонтанов. Через триста лет после основания Петергоф, разрушенный в годы войны, все еще восстанавливает свои шедевры. Правда, Версаль тоже менялся, перестраивался и теперь выглядит иначе, чем предстал перед Петром. Лишь уникальные гравюры сохранили прежний вид Версаля. Главной темой открывшейся выставки стала идея показать резиденцию Людовика XVI прежней, которую наши современники иначе узнать не могут. Версаль и Петергоф - это города-сады, города-фонтаны. Схожи и их судьбы - оба пережили революции, крушение монархии, теперь стали музеями.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.