"ВИЗИР" ОПРЕДЕЛИТ, ГДЕ ОПУСКАТЬ ВЕНКИ

Накануне Дня ВМФ наши ученые исследовали дно Баренцева моря.<br>

Маршрут пролегает в южной части Баренцева моря, в районе острова Колгуев. Программа экспедиции "Северный конвой-2005" включает осуществление изыскательских и навигационно-гидрографических работ, подводных фото- и видеосъемок. Перед походом в Доме журналиста был продемонстрирован документальный фильм режиссера Александра Сорокина "Конвой-2003": история уничтожения "асами Геринга" и "небритыми мальчиками Деница" полярного каравана PQ-17 в июле 1942-го и отчет о путешествии двухгодичной давности на гидрографическом исследовательском судне "Сенеж" к берегам Новой Земли. Эта лента имела большой успех на прошлогоднем кинофестивале в Монреале (Канада). Юрий Александров, президент региональной общественной организации "Полярный конвой", говорит, что сейчас в стадии завершения находится процесс по созданию другого документального фильма под названием "Люди, помните "Ижору", рассказывающего о советском сухогрузе, задержавшем немецкую эскадру и тем самым спасшем от разгрома конвои PQ-12 и QP-8. О целях и задачах новой экспедиции рассказывает ее руководитель, вице-президент "ПК" Вячеслав Солодов: "Главная цель - почтить память погибших моряков. Задача - поиск и уточнение координат затонувших кораблей. В 2003 году мы использовали метод площадного поиска. Тогда нам удалось найти два американских транспорта - Olopana и Alkoa Ranger. В этот раз будет применяться и гидроакустика, и магнитные морские съемки, другое вспомогательное оборудование. Идем в район Колгуева, так как там лежат на дне один панамский и два американских транспорта, три английских военных корабля и две немецкие субмарины. Вторая важная задача - определить, какое влияние затонувшие суда оказывают на окружающую среду". "Техническую" тему развивает академик, профессор Всероссийского геологического НИИ имени Карпинского Михаил Спиридонов: "У нас есть самая современная аппаратура для ведения акустической съемки морского дна, для гидромагнитных работ, то есть чтобы замечать возвышающиеся металлические объекты. Многое зависит от погоды. К сожалению, уже после четырехбалльного шторма многие приборы отказываются работать в заданном режиме". Профессор Института океанологии имени Ширшова Александр Городницкий поясняет: - Для обнаружения кораблей, занесенных грунтом, мы планируем задействовать один интересный метод - "миноискатель". Допустим, судно находится под слоем песка, но ведь магнитная аномалия сохраняется, по этой аномалии мы найдем то, что предстоит искать. Опыт имеется. Например, недавно на Балтике упомянутым способом были обнаружены суда, затопленные в 1947 году, груженные химическими бомбами и снарядами. Подобная работа ожидает в Арктике. - Вы подразумеваете оценку состояния барж с ядерными отходами, которые были затоплены в Баренцевом море в 60-х и 70-х годах? - спросили мы профессора. - Видите ли, более подробное обсуждение данной тематики не предназначено для открытой беседы, - отрезал тот... Всего к острову Колгуеву в составе экспедиции на борту исследователя "Визира" отправятся 22 человека, в том числе три ветерана: петербуржец Рэм Евдокимов, мурманчанин Евграф Яковлев, а также участник перехода конвоя PQ-14, гражданин Исландии Петер Олафсон. Последний еще до начала конференции сумел, видимо, сам того не желая, обратить на себя внимание журналистов. Бойкий сухощавый дедушка быстро успевал щелкать фотоаппаратом из разных углов Зеленого зала. В самом конце мероприятия мне удалось перекинуться с ним парой словечек. - Петер, у вас есть информация о том, сколько исландцев ходило на ленд-лизовских "купцах" в Советский Союз? - Да. Я давно профессионально занимаюсь этим вопросом. Многие исландцы посетили Россию в составе конвоев. Из них 250 погибли. Я лично знаю восьмерых исландских ветеранов северных походов. По некоторым сведениям, до сих пор живы еще 10 человек. Многие сейчас находятся в Англии и в Америке, куда уехали после войны. Они не жалуются, ведь когда начали отправлять караваны, они были мальчишками 18-19 лет. А еще, представляете, мать исландца, с которым я тоже знаком, плыла на одном из транспортов, будучи беременной. Так что и этого новорожденного можно причислить к морякам конвоев. До конца 1942 года конвои, направляемые на север СССР в соответствии с договором по ленд-лизу, носили литер PQ, а в обратном направлении - QP. Маршрут северных конвоев пролегал по узкому коридору между Шпицбергеном и побережьем Норвегии и Финляндии, где были расположены фашистские военно-морские и военно-воздушные базы. От семи до девяти суток караваны находились в зоне досягаемости вражеских подводных и надводных судов. Суда с грузом сопровождались военными кораблями британского флота. К востоку от 20-го меридиана безопасность караванов обеспечивал советский Северный флот. 27 июня 1942 года конвой PQ-17 вышел из Рейкьявика. С 1 июля военному эскорту приходилось отражать атаки противника, что не мешало продвижению каравана. Трагедия произошла 5 июля ("кровавое воскресенье"). До Мурманска оставалось около 800 миль. Вечером 4 июля первый морской лорд Британского адмиралтейства Дадли Паунд отдал неожиданный приказ: "Из-за угрозы нападения надводных кораблей конвою рассредоточиться". Более того, весьма значительный по силам военный эскорт сопровождения был отозван. - В состав каравана входило 37 судов. Общие потери конвоя составили 24 судна общим тоннажем 142 695 тонн. Утонуло около 400 танков, порядка 300 самолетов, более 3 тысяч грузовых автомобилей и тягачей и другая техника. Стоимость этого вооружения, которого ждали под Сталинградом, составляла более 700 миллионов долларов. Погибло более 200 гражданских моряков. Сегодня в Домжуре участники экспедиции "Северный конвой-2005" расскажут о результатах своих изысканий. Подробности в одном из ближайших номеров "НВ".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.