МНЕМОЗИНА - МЕЛЬПОМЕНЕ
Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 3 / Редактор-составитель В.В. Иванов. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. 640 с. Тир. 1000 экз. <br>
Третий выпуск "Мнемозины" поражает в первую очередь своим объемом: 640 страниц, большой формат и твердый переплет - все это раза в полтора превосходит второй выпуск и раза в четыре (!) первый.
Увеличение объема сказалось уже на первом разделе альманаха, позволив включить в него три пьесы, ранее на русском языке ни разу целиком не издававшиеся. И это при том, что первая из них - авторский вариант "Гадибука" Семена (Шломо) Ан-ского (Раппопорта) - стала, благодаря спектаклю Евгения Вахтангова в театре "Габима" (1922), определяющей для всего советского театра 1920-х годов - так называемого "Театрального Октября".
Главным номером второго раздела стала обширная (1917-1924) переписка бывшего директора Императорских театров Владимира Теляковского, отстраненного советской властью от занимаемой должности, и сохранившего свой пост руководителя московского Малого театра Александра Южина (Сумбатова). Из этих писем читатель узнает почти детективную историю спасения только недавно полностью опубликованных "Записок" Теляковского - уникального дневника на сорока тетрадях, который он вел более 20 лет своего директорства.
В третьем разделе собрана по преимуществу переписка известных деятелей русской театральной культуры в эмиграции с Юрием Львовичем Ракитиным (Иониным) - режиссером белградского Национального театра (1921-1946), чей архив был недавно обнаружен составителем альманаха - Владиславом Ивановым в Театральном музее края Воеводина (Нови Сад). Наибольший интерес здесь представляют письма Николая Евреинова (1928-1938), ярко обрисовывающие театральную деятельность русской эмиграции во Франции, и письма Всеволода Хомицкого (1942-1943), из которых читатель узнает, как Евреинов чуть не стал главным режиссером фашистской Германии на советских оккупированных территориях.
Кроме того, в раздел вошли "Сны о России, или Жизнь игрока" - неоконченные воспоминания основателя знаменитой "Летучей мыши" Никиты Балиева о русском дореволюционном театре и переписка Юлии Сазоновой с Николаем Евреиновым (1937-1954) - эпизод продолжительной, но малозначительной полемики "апостола театральности" (Евреинова) с автором небольшой газетной статьи (Сазонова), посмевшей развить некоторые положения "теории театральности" без ссылки на ее изобретателя. Последняя публикация (впрочем, как и многие в этом разделе) подтверждает тот печальный факт, что русский театр в эмиграции, состоявший по большей части из литературных дрязг, актерских интриг, бесконечных провалов и финансовых крахов, - тема, чья роль в истории театра сильно раздута в последнее время как российским, так и западным театроведением.
Последний - пятый - раздел альманаха включает в себя авторские статьи современных исследователей.
Приятно, что такая достаточно специфическая научная дисциплина, как история русского театра ХХ века, не только не сдает свои издательские позиции, но, напротив, преумножает их от альманаха к альманаху.