МУЗЫКА И ОКАТЫШИ
В карельском городке Костомукша прошел XVIII Фестиваль камерного искусства.<br>
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫЕ
Успешно проследив закрытие всех сезонов в театрах и концертных залах, многие горожане собрались на юг. А в это время музыкальная общественность Петербурга и Москвы уже в который раз махнула на север, а именно в Карелию, где пианист Алексей Гориболь проводит свой фестиваль камерного искусства.
В маленьком городке довольно быстро становится знакомым каждый уголок, да и любимые места у всех одни и те же. Поэтому совершенно спокойно, прогуливаясь по площади перед местным торговым центром, вы можете встретить композитора Леонида Десятникова и в ту же минуту навстречу вам из такси выйдет Алексей Гориболь, а неподалеку в лесу в это время будут разводить костер музыканты оркестра Филармонии.
Пожалуй, это одно из самых непафосных мероприятий своего уровня. Здесь все просто и легко. В двух шагах от главной фестивальной площадки с патетическим названием ДК "Дружба" растут целые заросли черники, такси в городе стоит 30 рублей, а гостям в качестве сувениров от увлекательной поездки на горно-обогатительный комбинат вручают продукт его производства - маленькие черные каменные шарики-окатыши (в подарочной упаковке). О них известно лишь то, что их успешно поставляют в Череповец, Финляндию и Германию, а там куда-то добавляют при производстве чего-то из металла. Но весь город этим очень гордится, и на комбинате работает чуть ли не каждый второй житель Костомукши.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПРИЕЗЖИЕ
И несмотря на весь этот промышленный рай, городок, по словам его мэра, избалован и культурной жизнью. Поэтому фестиваль камерного искусства вполне заслуживает выбранной программы. Фактически эта неделя в Костомукше дала представление обо всем том, что занимало умы питерской и московской богемы последний сезон. Здесь были завсегдатаи петербургской Филармонии - ансамбль Ильи Иоффа "Дивертисмент", струнный квартет Владислава Песина и молодежный хор Юлии Хуторецкой, московские солисты из "Геликон-оперы" и Большого театра, Театр оперы и балета Консерватории с недавней премьерой "Дон Кихота" Никиты Долгушина, альтернативные этноаутентисты Laterna Magica и даже Светлана Крючкова, чье одно только появление на сцене вызывало бешеный восторг у публики. Был в угоду слушателям и гала-концерт, состоявший наполовину из песен Вениамина Баснера, чье 80-летие Петербург уже отметил целым фестивалем (кстати, менее успешным, чем в тот вечер в Костомукше), а наполовину из сборной солянки - от хабанеры до па-де-де из балета "Щелкунчик". Кстати, комом оказался именно последний блин. Впрочем, казалось, что причиной тому была не только усталость музыкантов к концу фестиваля, но и их личные предпочтения. Фестиваль отодвинул на вторые позиции популярную музыкальную классику и неудачный спектакль Светланы Крючковой и Театра им. Н.В. Гоголя "Марлени - стальные прусские дивы" о Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь. Но зато выделил качественным исполнением новое, практически полное собрание сочинений Десятникова и забытые произведения других композиторов.
ЧТО ЗАПОМНИЛОСЬ
Самым ярким событием фестиваля стал концерт гитариста Дмитрия Илларионова с виолончелистом Борисом Андриановым. Виртуозными произведениями Белафонте, Тарнаго, Пьяццоллы и Паганини они передали и бурную испанскую страсть, и итальянскую шутку, и нежность, не имеющую границ. Эти два струнных инструмента мягко сошлись в дуэте, соткав тонкое музыкальное полотно, привлекшее как профессионалов, так и любителей. Ведь при всей нынешней моде на редкость и сложность исполняемых произведений все равно невольно отдаешь предпочтение тем, кого хочется слушать, а не просто услышать. Особенно если профессионализм исполнителей так высок. К сожалению, Петербург еще не слышал этих музыкантов, но ребята обещали посетить наш город осенью.
Вообще, фестиваль, проводимый питерцами и москвичами в Костомукше, стал бы грандиозным событием и для наших собственных городов. Ведь каждый концерт был сыгран и спет на совесть, а выбор исполнителей и программы поразил своим разнообразием и небанальностью. Впрочем, для карельского городка это еще и незаменимый очаг музыкального образования: для мастер-классов летней музыкальной академии на это время в Костомукшу съехались ведущие преподаватели из России и соседней Финляндии. И даже акустически неудобные для камерных концертов (по какой-то дикой задумке архитектора) бесформенные концертные залы были в конечном итоге побеждены талантом музыкантов.
"Окатыши - рудный материал, получаемый из мелкой (пылевидной) руды или тонкоизмельченных концентратов, в виде весьма прочных комков сферической формы крупностью от 2-3 до 30 мм (обычно 10-15 мм)" (БСЭ).
Международный фестиваль камерного искусства в Костомукше проводился в этом году в восемнадцатый раз. И уже второй год его возглавлял известный пианист и музыкальный деятель, артистический директор Московского союза музыкантов, лауреат международных конкурсов Алексей Гориболь. В прошлые годы на фестивале выступили такие звезды, как Елена Образцова, театр "Комик-Трест", Государственный театр балета им. Л. Якобсона, Полина Осетинская, Сергей Ролдугин, Елена Миртова, Татьяна Куинджи, и многие другие. В рамках фестиваля уже в 17-й раз проводится Международная летняя музыкальная академия, для участия в которой приглашаются преподаватели Московской и Петрозаводской консерваторий, центральной школы-лицея при Санкт-Петербургской консерватории и Академии музыки им. Сибелиуса.