ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЕ ИСКУССТВА

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка из собрания Российского архива литературы и искусства (РГАЛИ).<br>

Когда-то, еще 20-30 лет тому назад, попасть в это хранилище, именовавшееся сначала Центральный литературный архив СССР, означало быть допущенным к чему-то такому полу- или вовсе запретному. И это считалось большой удачей, доступной единицам. Про этот архив ходили легенды. И не зря, там действительно сосредоточились значительные богатства. Документы творческих союзов, издательств, редакций, театров, киностудий и множества личных фондов писателей, композиторов, режиссеров, художников, коллекционеров. В том числе подвергшихся репрессиям, гонениям, запретам. Всех этих формалистов, штукарей, заумников, футуристов, кубистов, конструктивистов, Малевичей, Крученых, Бурлюков, Маяковских, сбрасывавших в своих манифестах Пушкина и других классиков с парохода современности. А потом оказавшихся в свою очередь сброшенными со столбовой дороги социалистического искусства. Теперь тоненькие книжечки их стихов в диковинных обложках, замысловатые картины, эскизы, проекты, чертежи на аукционах мирового уровня уходят за тысячи долларов. А мы все еще, по сути дела, почти не знаем этого замечательного наследия. И вот теперь, спасибо Русскому музею, из Москвы к нам приехала выставка "АРХИважный авангард". 188 произведений живописи, графики из состава РГАЛИ. Эскизы, наброски, проекты, книжные обложки и иллюстрации, фрагменты писем и автобиографий, фотографии спектаклей и концертных номеров. Авторы легендарные - В. Татлин, А. Крученых, Е. Гуро, Л. Лисицкий, И. Клюн, Я. Чернихов, Р. Фальк. Подавляющее количество работ публика увидит впервые. Но есть и знаменитые, теперь уже почти классика, - башни Татлина и фото его же легендарного аэроплана "Летатлин". Тут же эскизы к повседневной одежде. В этом случае в духе времени себя он именовал конструктором одежды и утверждал, что придуманный им некий костюм-комбинезон свободен и практичен. Рядом очень выразительный, хотя и небольшой, татлинский карандашный портрет Малевича. Следом не менее впечатляющие фотомонтажи Эль Лисицкого. И его совершенно диковинный проект первого московского небоскреба у Никитских ворот. На что ни посмотришь на этой выставке - изо всего выпирает время, эпоха великих надежд и дерзаний и удивительно звучные таланты авторов: художников, поэтов, фотографов, режиссеров, почти всех. Роскошно изысканно-небрежный и одновременно брутальный Маяковский на фотографиях из фильма "Не для денег родившийся". Давид Бурлюк с листами рисунков из книги с характерным названием "Лысеющий хвост". А как не восхититься проектами Дворца коммунизма Я. Чернихова. К коммунизму можно относиться как угодно, но то, что в эти эскизы автор вложил действительно самые свои смелые и безудержные мечты о чем-то невыразимо прекрасном и великом, - это очевидно. Получилось почти по-детски наивно, романтично, но вызывает сегодня неподдельную зависть, потому что абсолютно искренне. Похоже, что понятие "конъюнктура" было этим людям неведомо. Они верили в то, что творили, и это вызывает сегодня и зависть, и искренний интерес.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.