НОВАЯ КРОВЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ
Регионы нуждаются в новых управленческих кадрах. Таково мнение полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова. <br>
Помочь решить эту проблему, по мнению полпреда, призван в том числе и новый Закон о местном самоуправлении. После управленческой реформы на местах только на Северо-Западе во власть придет более 15 тысяч депутатов и 1,5 тысячи новых глав. Полпред не скрывает, что вокруг закона развернулись нешуточные споры, далеко не все губернаторы были в восторге от документа - ведь очень тяжело расставаться с частью своих полномочий и разделять бюджет на региональный и муниципальный. Часть губернаторов Северо-Западного округа хотели бы, чтобы этот закон вступил в силу с начала 2009 года - к этому сроку полномочия многих из них уже бы истекли. Полпредство тем временем оказывает серьезное, но позитивное давление на губернаторов, призывая их как можно тщательнее готовиться к вступлению в силу очень непростого 131-го закона. По мнению Ильи Клебанова, это - первый по-настоящему глубокий закон по переустройству исполнительной и представительной власти за 1000-летнюю историю России.
Задача 131-го закона - не бездумно увеличить армию чиновников, а дать возможность гражданам управлять своей жизнью и увидеть местное самоуправление в действии. На местах, понятно, гораздо проще разобраться, что собой представляет тот или иной кандидат, подсказать избирателям... Но при этом местные власти должны быть избраны легитимно и сознательно. К сожалению, как констатирует полпред, далеко не все жители нашего округа знают, кого и зачем надо выбирать.
Готовность к выборам в регионах разная, прогнозы по явке избирателей делать пока сложно, поскольку пока единственный пример - Вологодская область. По мнению Ильи Клебанова, выборы там прошли блестяще. И это заслуга во многом, конечно, продуманных действий администрации, которая провела очень большую и серьезную пропагандистскую работу на всех уровнях. Чтобы выборы состоялись и в других областях, необходимо до муниципальных выборов подключить средства массовой информации к разъяснительной работе, а также буквально каждому жителю в почтовый ящик положить листовку, в которой будут объяснены суть и значение нового закона. Чтобы не получилось, как в старые добрые времена, - сорванные выборы при участии 25 процентов избирателей. В любом случае уровень проведения муниципальных выборов станет показателем дееспособности регионального руководства.
Что касается раздела полномочий, то губернаторам не следует сильно расстраиваться. Ведь с федерального уровня на региональный планируется передать 114 новых полномочий, а на муниципальный - только несколько десятков. Конечно, полностью все полномочия с 1 января передать будет сложно, эта процедура должна быть постепенной. Субъекты сами должны определить готовность вновь созданных муниципальных образований к реализации задач местного значения. С учетом этого должны быть разработаны графики поэтапной передачи полномочий от муниципальных районов городским и сельским поселениям. На Северо-Западе этот переход планируется осуществить за 2 года, хотя законом разрешается за 3.
Еще одна возможность привлечь новых людей во власть, правда не на местный, а на региональный уровень, - представления и назначение губернаторов. На Северо-Западе первый "назначенец" появится в Калининградской области. По словам Ильи Клебанова, 20 августа он начнет готовить документы на представление кандидатов. Позиция полпреда по этому вопросу была жесткая с самого начала. Он озвучил ее губернаторам: "Если вы думаете, что я буду продвигать ваши заявления раньше срока, то вы сильно ошибаетесь". Во всяком случае, Северо-Запад оказался единственным округом, где губернаторы не пытались задолго до прекращения своего срока продлить себе полномочия.
Президент должен будет назначить нового губернатора в Калининграде не позднее 14 октября, за 35 дней до истечения полномочий действующего главы. Сколько фамилий будет в списке, представленном полпредом, пока не известно, но по закону их должно быть не менее двух. Сейчас ведутся активные консультации и с калининградской общественностью, и с администрацией президента. Вопрос, как считает Илья Клебанов, очень важный, поскольку Калининградская область - уникальный в стране регион с колоссальными возможностями. Для управления этой зоной в одном лице нужно совместить хорошего хозяйственника и отличного специалиста по инвестициям. Возможность представления своей кандидатуры на этот пост полпред отверг.