ТВОРЕЦ ИСТОРИЙ

24 августа исполняется 70 лет знаменитому российскому сценаристу Юрию Клепикову.<br>

Однажды английского драматурга Бернарда Шоу одна чересчур любопытная дама спросила: "Сэр, вам, наверное, трудно выдумывать столько необыкновенных историй из головы?" В ответ она услышала достойный ответ: "Вы знаете, сударыня, из ноги было бы гораздо труднее". Откуда берет свои сюжеты Юрий Николаевич Клепиков - доподлинно неизвестно, но в любом его сценарии есть та история, от которой невозможно оторваться, даже если ее только пересказываешь. Рассказчиком надо родиться. Хотя иные бодрые акулы сценарного дела утверждают, что им можно стать. В биографии Клепикова есть все видимые признаки профессиональной карьеры, которая складывалась успешно: сначала был факультет журналистики МГУ. Позже сценарному делу он учился у патриарха советского кино Евгения Габриловича, режиссуре - у Григория Козинцева. Талант был виден сразу, а потому почти первый же его сценарий "Асино счастье" был сначала экранизирован режиссером Андроном Михалковым-Кончаловским, а затем стал "полочной картиной". Справедливость в виде "Ники" и Государственной премии справила свое торжество 22 года спустя. А потом было кино, настоящее, без игры в поддавки со зрителем и теми режиссерами, с которыми вместе работал Юрий Клепиков. У него не было, как у Александра Миндадзе, постоянного партнера или, как у Виктора Мережко, любимых сквозных тем. Наш юбиляр писал для тех, кто его об этом просил, или для тех, кому хотел. Но в ряду интерпретаторов его историй оказались столь разные творцы, как Алексей Герман и Виталий Мельников, Михаил Богин и Виктор Трегубович, Лариса Шепитько и Семен Аранович, Виктор Сорокин и Динара Асанова. И для каждого Клепиков умудрялся находить свой ключик к сюжету, которым позволял открывать в душе и творца, и впоследствии публики те струны, которые резонировали и порождали эмоциональный отклик. В одном из интервью он назвал эту манеру "гипотетической режиссурой". Когда читаешь опубликованные сценарии Клепикова, то поневоле перед глазами вырастают не только живые характеры героев, но и то, что называется атмосферой. Да и герои у него какие-то "не такие", всегда с мечтой, чудинкой, а то и страстью. Но эти сдвиги не патологичны, а лишь отражают то внутреннее смятение, которым мучимы и наши пацаны-современники, и герои Гражданской и Великой Отечественной войн. Для Клепикова никогда не составляет труда адаптировать для экрана любой литературный текст: будь то многостраничный роман "Даурия", повесть Лавренева или легендарный "Сотников" Быкова. Его экранизации всегда дают не только твердый и логичный сюжет, который четко укладывается в прокрустово ложе жанрового кино, но и оставляют свободу для интерпретации. Так случилось с экранизацией "Сотникова", ставшего под жесткой режиссерской дланью Ларисы Шепитько притчей "Восхождение". Впрочем, думаю, Юрий Николаевич не в обиде, что слава в этом случае досталась постановщику. Свои отношения с коллегами-режиссерами он выяснил раз и навсегда, блистательно сыграв одного из них в картине Глеба Панфилова "Начало". Помните невысокого человека в кепке, который предлагал Паше Строгановой отрезать руки? В этом - весь Юрий Николаевич. Надо убрать то, что мешает. Чтобы не отвлекало. Тогда зритель на экране четче услышит сказанное и увидит показанное. И, может быть, поймет смысл рассказанной истории. И в этой благородной миссии воспитания чувств и учебника жизни - суть того, что делает в кино Юрий Клепиков. Он всегда остается за кадром, но его имя в титрах фильма - гарантия того, что мы увидим картину незаурядную. Только обидно, что фамилию Клепикова мы очень давно не видели на экране.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.