МУЖЕСТВО И БОЛЬ
Отечественное телевидение отметило годовщину бесланской трагедии.<br>
Об этом невозможно забыть. До сих пор стоят перед глазами кадры бегущих окровавленных детей, спасающихся от огня бандитов. Тогда, год назад, эти съемки казались чересчур жестокими и натуралистичными. Время все расставило на свои места. Случившееся в школе № 1 - трагический урок, за который заплачена цена в триста тридцать одну жизнь.
В медицине есть понятие фантомной боли, когда у человека начинает болеть рука или нога, которую он давно потерял. Эта боль потери постоянно преследует общественное сознание. Наши электронные СМИ преуспели в том, чтобы мы эту боль-фантом не забыли. После Беслана их упрекали, что, мол, они-де не показывали и не рассказывали всю правду. Нынче ясно, что они просто ФИЗИЧЕСКИ не могли этого сделать, потому что к захваченной школе было просто не подойти. Что же касается дезинформации о числе заложников, то корреспонденты всех без исключения телеканалов и радиостанций ссылались прежде всего на официальные источники. А те не спешили говорить правду.
Логику чиновников можно более или менее понять. Они боялись паники и ответственности. Но никак не могу понять логику и смысл иных общественных организаций и личностей, требующих рассказать ВСЮ правду о трагедии. Этой правдой не вернешь к жизни тех, кто погиб. Чувство же мести может привести и вовсе к неадекватной оценке реальности.
Наше родное телевидение годовщину трагедии как информационный повод использовало сдержанно и с человеческим достоинством. Журналисты не позволяли себе ковыряться во всей подноготной того, что случилось в Беслане, но спокойно и без пафоса рассказывали о трагедии и показывали свидетельства самих заложников. И в этой безыскусности и был тот самый момент истины для зрителей, когда им предъявляли на экране реальных людей. Их воспоминания, наверное, - единственный сегодня способ хотя бы отчасти восстановить картину трагедии. Но когда слушал эти рассказы, невольно поймал себя на мысли, что меня в конце концов интересует даже не столько причина тех двух взрывов, с которых начался кошмар вынужденного штурма, а то мужество, каковое проявили люди в ситуации абсолютно нечеловеческой.
Весь последующий контекст увиденных очерков и фильмов - лишь пересказ того, что было показано или рассказано раньше. Ведь на весь мир уже разошлись видеокадры, снятые бандитами в спортзале школы, где отчетливей всего запомнился жест одного из боевиков, картинно указывающего на педаль самодельного взрывателя. Единственной "новинкой" стали кадры, фиксирующие визит Руслана Аушева в захваченную школу. Новой, неизвестной ранее информации о том, что происходило там, внутри, они, конечно же, не могли донести до публики, зато дали возможность почувствовать то напряжение, которое царило повсюду во время теракта и тогда, когда все ждали и надеялись на благополучный исход...
Не обошлась траурная неделя и без демонстрации того, что происходило и в момент освобождения заложников, и в период поминовения и похорон погибших. Смотреть на такое концентрированное выражение человеческого горя на телеэкране в течение долгого времени психически и физически невозможно. Эмоции зашкаливают. И, видимо, памятуя о годичной давности надрывном и безостановочном повторе одних и тех же кадров из Беслана, многие телеканалы сознательно ограничили себя в выборе фрагментов имеющихся съемок. Не слишком "давили" на траурный пафос и новостные выпуски основных каналов в прошедшие печальные дни. Показанные акции, встречи, траурные митинги были сдержанны и достойны.
Такими же достойными выглядели и показанные репортажи, специально подготовленные к годовщине бесланских событий. Здесь был и фильм Вадима Такменева "Черное сентября" (НТВ), и фильм-расследование Оксаны Барковской "Последний звонок Беслана" (Ren TV), и репортаж Светланы Осиповой в программе "Чистосердечное признание" (НТВ). НТВ вообще выглядело в контексте бесланской годовщины очень достойно, потому что журналисты не гонялись за сенсациями, а пытались соблюсти не только профессиональную этику, но еще и проявить деликатность и такт. На подобном сдержанном фоне почти объективным выглядел и английский фильм о Беслане, также показанный на НТВ.
Своеобразным развернутым предисловием к годовщине бесланской трагедии выглядел и многосерийный фильм Павла Поборцева о войне в Чечне, в котором многие доселе замалчиваемые вещи названы своими именами. В картине нет однозначного вывода о том, кто победил или выиграл войну (и закончилась ли она вообще). А есть в ней строго документированное и последовательное воспроизведение хроники того, как возник чеченский нарыв и как происходила трагически-мучительная операция по его удалению. После этого документального сериала у зрителей не должно было возникнуть вопросов о том, почему случилась трагедия Беслана.
Его уроки мы будем помнить всегда. Но очень хочется, чтобы первое сентября все-таки ассоциировалось в нашей стране прежде всего с Днем знаний, а не с воспоминаниями о терактах.