НЕГЛУБОКАЯ ЗАМОРОЗКА

Крупнейшие нефтяные компании России до конца 2005 года не будут повышать цены на бензин.<br>

Правительство РФ услышало, наконец, стоны автолюбителей, транспортных компаний и других потребителей топлива. 19 сентября на совещании у главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко руководители шести вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) ввели мораторий на рост своих цен для внутреннего потребителя до 1 января 2006 года. О квотах и запасе прочности Широкий жест "ЛУКОЙЛа", "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Сибнефти", ТНК-ВР и "Татнефти" был отчасти вынужденным. На вчерашней пресс-конференции в Балтийском информационном агентстве вице-президент Российского топливного союза, президент НК "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин отметил, что к осени 2005 года эти и другие экспортеры практически выбрали свои квоты. Господин Ашихмин подчеркнул: "Пока непонятно, какие цены подверглись заморозке. Если оптовые - это благо для потребителя. Если розничные - грядет очередной передел рынка. Мощные нефтяные компании тогда повысят оптовые прейскуранты до уровня розничных, сработают в рознице "в минус", что при их ресурсах позволительно, и разорят региональных операторов. Сегодня топливные операторы Питера работают со средней нормой рентабельности 10 процентов, что позволяет только обеспечивать жизнедеятельность АЗС, а не развивать бизнес". Президент "Нефтяного клуба" уверен, что даже мораторий на опт не сможет остановить ценовой кризис в нашем городе: "С начала 2005 года нефтепродукты в оптовом звене подорожали на 44 процента, а на АЗС - только на 12. Сентябрьский 10-процентный подъем оптовых цен "съел" остатки запаса прочности у розничных продавцов, и они повысили ценники на бензоколонках на 50-70 копеек за литр. Считаю, что в течение ближайшего месяца топливо в Петербурге подорожает еще на рубль, и операторы выйдут на 15-20-процентную норму рентабельности, как это было до середины августа. Московские нефтетрейдеры не стали ждать, и их цена на рубль выше, чем в Питере. Литр самого популярного бензина Аи-92 продается у нас по средней цене 16 рублей 60 копеек, в столице - 17 рублей 80 копеек". "ЛУКОЙЛ" убивает конкуренцию? Господин Ашихмин недоволен экспансией империи Вагита Алекперова в розничную торговлю города на Неве: "До 2005 года Санкт-Петербург оставался единственным российским регионом, где существовала реальная конкуренция операторов. ВИНКи давно поделили Россию на сферы влияния, в любом регионе, даже в Москве, есть доминирующая компания и одинаковые цены, и только в Питере до недавнего времени не было явного лидера. Топливом у нас торгуют 28 компаний, вилка цен на один и тот же вид бензина составляет рубль. Приход "ЛУКОЙЛа" приведет к монополизации рынка и уравниловке". С этим утверждением пока можно не согласиться. Напомним, что крупнейшая нефтяная компания России владеет в Питере сетью из 51 АЗС, уступая только ПТК (86 заправочных комплексов). Весной этого года "ЛУКОЙЛ" приобрел 30 земельных участков под строительство АЗС, но пока ничего не построил. Но, очевидно, построит - с его-то финансовыми ресурсами... Итого получится чуть более 80 АЗС - это 25 процентов городского рынка. На монополию такая рыночная доля не тянет - она начинается от 35 процентов. Но тревога президента "Нефтяного клуба" и региональных старожилов рынка понятна. Розничные операторы Питера покупают топливо на нефтеперерабатывающих заводах "Сургутнефтегаза", ТНК-ВР, того же "ЛУКОЙЛа". По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, в качестве обременения за новые участки "ЛУКОЙЛ" должен перечислить в городской бюджет 4 миллиарда рублей в течение 2005 года. "Если все сложить и поделить на количество участков, то каждая заправка "ЛУКОЙЛа" обойдется более чем в 3 миллиона долларов", - подсчитал господин Вахмистров. (Средняя смета строительства новой АЗС в Петербурге - 1,2 миллиона долларов. - Ред.) Городской бюджет с приходом "ЛУКОЙЛа" только выиграл. А автолюбители? "Каждая АЗС этой компании с учетом обременения будет стоить дороже, чем в Нью-Йорке, - комментирует один из топ-менеджеров розничной топливной компании. - "ЛУКОЙЛ" - не благотворительная организация, и свои затраты она компенсирует ростом цен, в первую очередь в опте. И мы будем вынуждены принимать эти условия, так как собственных нефтепродуктов у нас нет". МНЕНИЯ: Почему в богатой нефтью России кусаются цены на бензин? Андрей ЧЕРНЫХ, депутат ЗС Санкт-Петербурга: - Галлон (американская мера объема - 3,75 литра. - Прим. ред.) бензина Аи-95 сегодня продается в России за 2,5 доллара. В Америке этот вид топлива недавно, да и то из-за мощнейшего урагана "Катрина", установил рекорд - 2,6 доллара за галлон. США - крупнейший мировой импортер нефти, Россия - второй по объемам (после Саудовской Аравии) экспортер. Чувствуете абсурдность ситуации? Российские экспортеры нефти думают только о сверхприбылях, и единственный способ обуздать их аппетиты - заградительные пошлины и ограничение экспорта. Забытая, увы, аксиома: бензин в нефтедобывающей стране не должен стоить дороже 30 центов за литр. В России он продается вдвое дороже. Андрей ГРИГОРОВСКИЙ, заместитель коммерческого директора ХК "Фаэтон": - Одна из главных причин высокой цены на внутреннем рынке - структура налогов. Акцизы (розничным операторам приходится платить их дважды), высокий налог на добычу полезных ископаемых, НДС - все это съедает 70 процентов доходов. Но и ВИНКи виноваты - про свою высокую маржу они не забывают никогда. Розничная торговля нефтепродуктами приносит сейчас около 10 процентов прибыли. Это немного, но и плакать в жилетку резона нет. "Фаэтон", например, расширяет сеть своих АЗС, а торговая матрица в магазинах при бензоколонках достигла 1 тысячи 200 наименований. Георгий БООС, губернатор Калининградской области: - Цены на внутреннем рынке недопустимо высоки, а соглашение нефтяников с Минпромэнерго - это не замораживание цен, а картельный сговор. Лучший способ для разрешения ситуации с высокими ценами на бензин - не плавающая, в зависимости от мировой конъюнктуры, а фиксированная ставка налога на добычу полезных ископаемых. Евгений АРКУША, вице-президент Российского топливного союза: - Хорошо, что крупный бизнес и власть пришли к компромиссу. Инициатива ВИНКов заморозить цены на своих заправках будет иметь положительный эффект при условии, если нефтяники не будут повышать оптовые цены. Тогда и независимые продавцы смогут нормально работать на рынке. ДОСТОВЕРНО: ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания) - мегахолдинг, имеющий собственные месторождения, нефтеперерабатывающие заводы, сеть АЗС и доступ к экспортной трубе. Сегодня в России насчитывается 12 ВИНКов.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.