ДЕТСКОЕ КИНО
"9 рота" как PR-продукт.<br>
Об этой картине режиссера Федора Бондарчука вся страна узнала задолго до того, как она вышла на экраны. Мощная рекламная промывка мозгов будущих зрителей происходила на самых дальних подступах к дате премьеры. И от этого возбуждаемое СМИ желание увидеть "честный фильм про Афган" возрастало у публики до невероятного градуса. И наконец свершилось! Вожделенный миг настал. На экране появилась картина о том, как простых советских парней отправили выполнять интернациональный долг в братскую соседнюю страну.
ЧТО УВИДЕЛИ ЗРИТЕЛИ
А увидели они красивые горные пейзажи, утренние зорьки и парящие в небе боевые вертолеты. В придачу к "картинке" прилагается история о группе ребят, которые сначала проходят "учебку", а затем отправляются в Афганистан, где героически погибают, защищая безымянную высоту. Еще увидели зрители в эпизодических ролях весь цвет мужского российского актерского состава - от Станислава Говорухина до Андрея Краско. Каждый из приглашенных сыграл то, что он уже не раз и не два играл в новейшем отечественном кино. Блеснул на экране своим мужественным лицом и мускулистой фактурой и сам Федор Бондарчук.
В лица же самих молодых героев публика, как ни старался режиссер, так толком и не успела вглядеться. А учитывая их обритость наголо, они сначала и вовсе предстают на одно лицо. Хотя, с другой стороны, можно сказать, что Бондарчук предложил нам коллективный образ поколения, прошедшего современную войну. Судя по его словам, он об этом и хотел снять свою "9 роту".
Увидели зрители и эффектно поставленные и снятые сцены боевых столкновений с моджахедами по принципу "бой в Крыму, все в дыму, и ничего не видно" (натурные съемки действительно велись на знаменитом полуострове). Говорят, что половина украинской армии снималась в массовых сценах. Кстати, и бюджет фильма должен был вызвать у публики уважение - все-таки 10 миллионов долларов потрачены не зря.
ПРАВДА - НЕПРАВДА
Бондарчук в своих многочисленных интервью указывал на то, что он хотел сделать правдивый фильм, основанный на реальных событиях. И в этом-то и оказалась вся его беда. Когда прототипы героев "9 роты" грызли зубами афганскую землю, Федор Сергеевич благополучно учился во ВГИКе и, уверен, вряд ли хотел отправляться служить в армию и в Афганистан. А посему он просто не мог знать, каково там было молодым бойцам на самом деле. И того, что в январе 1989 года, когда и происходит в его картине трагическая сцена гибели ребят, советские войска выводились в массовом порядке из Афганистана, а не вводились в него. Поэтому и возникает от афганской части картины ощущение некой красивой и романтизированной легенды о бравых десантниках, сплоченных боевой дружбой.
Реальность же в картине как раз возникает там, где нет красивостей, а есть суровая проза армейских будней с жестоким обучением новобранцев под руководством контуженного прапорщика Дыгалло (Михаил Пореченков драматически хорош в этой роли). Именно в его изуродованном лице война являет свой грозный лик тем, кто оказался в "учебке". Хотя и здесь не обошлось без очевидных отсылок к уже известным образцам мирового кино о войне и новобранцах. Очевидно, что Федор Бондарчук видел "Цельнометаллический жилет" Стэнли Кубрика и откровенно процитировал его в своем полнометражном дебюте несколько раз.
Там, где режиссер не знает истинной правды, он зачастую подменяет ее собственной творческой фантазией, основанной на прежде увиденном. К сожалению, Федора Бондарчука подводят его профессионализм и возраст, не позволившие ему до конца вникнуть в то, что значила для нашей страны афганская война. И поэтому тот энтузиазм, с каким ребята рвутся в Афганистан по сюжету картины, мне кажется лживым. В 1988 году (так обозначено время действия фильма) в советском обществе относительно той войны были совсем другие настроения. Я служил в армии в учебном танковом полку чуть раньше, но знаю, как не хотелось большинству моих ровесников отправляться в состав ограниченного воинского контингента.
Федор Сергеевич уповал на хорошо и с размахом поставленную искренность, а получилась красота без правды. Не прибавили ощущения достоверности и откровенно клиповые монтажные ходы, к которым Бондарчук-режиссер прибег в эпизодах боевых действий. Иногда складывается ощущение, что ты видишь на экране очередную компьютерную "стрелялку". Как будто ребенок дорвался до игры в войну не по-взрослому, а по-детски, понарошку.
Однако все эти критические стрелы вряд ли бы полетели с моей стороны в сторону автора "9 роты", если бы создатели картины не переусердствовали с ее рекламой.
РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ КИНО
Раскрутка творения Федора Бондарчука подавалась под несколькими соусами. Во-первых, это "кино о молодых и для молодых". Задача была выполнена: молодежь сидит смотрит "9 роту" и даже иногда плачет. Во-вторых, это первый правдивый фильм об афганской войне. А вот это - неправда. Потому что были в нашем кино и "Жаркое лето в Кабуле" Искандера Хамраева, и "Афганский излом" Владимира Бортко, и "Нога" Никиты Тягунова. В-третьих, Федор Бондарчук постоянно утверждал, что жаждет снять, как и его легендарный отец, если не современный вариант "Войны и мира", то уж точно "Судьбу человека". Правда, Федор ввиду сыновьего восторга, наверное, забыл, что пронзительная картина его отца показала трагедию войны в человеческом измерении безо всяких батальных сцен и красивых панорам на полях сражений.
Если в кадре стреляют танки и рвутся снаряды, то это вовсе не означает, что фильм поставлен о судьбе человека на войне. За бесконечной чередой разрывов теряются люди, и уже сцена гибели одного из героев выглядит на экране как некий фрагмент развернутого "боевого" видеоклипа. Впрочем, "9 рота" навсегда уже останется примером того, как добротная и в меру честная картина, профессионально сделанная и крепко сбитая в эффектное зрелище, начинает благодаря рекламным манипуляциям претендовать на нечто большее.
PR-кампания "9 рота" была выстроена с учетом успешного опыта предыдущих масштабных рекламных медийных акций, которые назывались "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит". Печальный вывод, который приходится делать из увиденного, услышанного и прочитанного, заключается в том, что зрителей фактически лишают возможности собственного мнения по поводу будущей картины. Его априорно уверяют в том, что: а) фильм - гордость российского кино и наш ответ Голливуду; б) фильм - серьезное произведение искусства, чуть ли не шедевр. В "дозорном" и "гамбитном" вариантах подобный обман под названием "пиар" как-то и не принимался публикой в расчет, она готова была сама дать себя обмануть. В случае же с картиной Федора Бондарчука история получилась более двусмысленной. Телевидение, радио и газеты с журналами не оставили выбора зрителям, кроме как заранее выслушивать мнение критики и самих создателей о том, какой хороший и важный фильм они скоро увидят. Дело дошло до абсурда, когда сам режиссер и актеры начали со всех экранов пропагандировать "9 роту".
ИХ НАДО ЛЮБИТЬ
Именно с таким ощущением ты начинаешь смотреть картину Бондарчука, но покидаешь зал с совсем иным вопросом: и зачем так было шуметь? Хорошее кино само по себе никогда не нуждается в пиаре. В советские времена люди выстраивались в кассы кинотеатров, когда там показывали и "Они сражались за Родину", и "Зеркало", а о пиаре и слухом не слыхивали.
"Они хотели, чтобы их любили", - так звучит один из рекламных лозунгов в честь "9 роты". Порою, когда смотришь фильмы знаменитых детей знаменитых родителей, складывается устойчивое ощущение, что им по-детски хочется искренней, а не внушенной любви публики к самим себе и своему творчеству. Их родители об этом не очень заботились. Они просто делали отличное кино для зрителей. Нынешнее поколение "золотых мальчиков" думает о том, как они выглядят на экране, всерьез. Но здесь начинается совсем другая история, которая к настоящему искусству имеет мало отношения. Это все же пиар, а не кино.