РОЖДЕНИЕ СНЕЖНОГО ЛЬВА

Кто бы мог подумать, что буддийские маски мистерии Цам изготавливаются в Мурманске.<br>

ВСЕ НАЧАЛОСЬ В ТЕАТРЕ Что делать, если каждую ночь злые духи разбирают по кирпичику только что сложенные стены строящегося монастыря? Напугать их решил один лама. Как гласит легенда, он изготовил маски божеств и придумал для персонажей ритуальные танцы. И чудесная мистерия сделала свое дело: злые силы были укрощены, а некоторые шальные духи даже примкнули к танцующим маскам. Так появился Цам - буддийский танец-мистерия, в котором монахи в масках божеств вызывают на бой злых духов. ...Яркие маски с выразительными глазами, диадемами из миниатюрных человеческих черепов, подвесками из змей. Не верится, что подобные вещи может делать человек, далекий от буддистского мира. Бутафор из Театра Северного флота Сергей Панчешный увлекся изготовлением цамовских масок случайно. "Помню, в театре увидел, как мои коллеги лепили устрашающие маски для спектакля "Нежданный друг", и мне захотелось сделать что-то подобное, - рассказывает мастер. - Сначала сделал несколько простеньких масок, потом пришел в библиотеку и взял книги с изображением и описанием масок различных народов мира, где я впервые увидел фотографии монгольских масок мистерии Цам. Помню, они поразили меня своей необычностью, красочностью и выразительностью. С тех пор это стало моим главным хобби". В ГЛУБИНЕ ДУШИ ОНИ ДОБРЫЕ Принцип изготовления масок несложен и широко известен. Сначала лепится глиняная модель (вместо глины Сергей использует пластилин), затем она обклеивается слой за слоем кусочками бумаги. После просушки форма снимается с глиняной формы и шлифуется. Вот тогда наступает самое интересное для Сергея - раскрашивание и украшение маски. Тут уж фантазия проявляется в полной мере. Например, маску бога войны Джамсарана необходимо инкрустировать кораллами. Но, естественно, такого материала у художника нет. Поэтому он обошелся подручными средствами - горохом, желудями. Небольшая двухкомнатная квартира мурманского бутафора, которая является одновременно и мастерской, превратилась в своеобразный выставочный зал. На стенах развешаны полсотни буддийских божеств. Мурашки идут по коже от их недоброжелательного вида: клыки, рога, дикий взгляд, страшный оскал. Сергей же чувствует себя в таком обществе вполне комфортно. "Ведь сами по себе маски ничего не значат, - успокаивает он меня. - Другое дело, что монахи в буддийских странах, надевая их, входят в состояние медитации и верят, что перевоплощаются в божества, способные бороться со злыми духами и демонами. Потому все маски устрашающие". ИСТОРИЯ НАИВНОЙ "ЛЯГУШКИ" Сложнее всего Панчешному давалась маска Снежного Льва. Два месяца ушло на ее изготовление. "В мистерии льва играют два человека: один - голова, другой - туловище. Но я этого не знал и сделал одну голову. Помню, перерыл кучу материала, собрал все, что было по львам, и понял, что нет единого варианта его изображения. Ведь на Тибете эти звери не водятся, поэтому в буддийской иконографии их обозначают условно - порой лев смахивает на лягушку. Думаю, что у меня получился настоящий буддийский лев", - с этими словами Сергей показывает ужасное белое существо с зеленой гривой и алым языком из атласа. Конечно, я не специалист по маскам Цам, но лев меня впечатлил. Сами же буддисты изделия Панчешного оценивают высоко. Например, в петербургском дацане с радостью приобрели несколько его масок. Более того, три года назад Панчешный побывал в Улан-Удэ, где встретился с Богдо Гэгэном - духовным лидером буддийских монахов - и получил от него благословение на работу. А минувшим летом Сергей ездил в Дашчайлинь-хит - единственный в Монголии монастырь, где в наши дни исполняется "танец богов". В нынешнем году в нем участвовали более ста танцоров, восемьдесят из которых были в масках. Одна из них - злополучный лев с зеленой гривой мурманского мастера. "Перед основным ритуалом маски и костюмы освятили, - рассказывает Сергей. - А через несколько дней состоялась генеральная репетиция мистерии на улице. Меня послали за костюмом, его начали примерять, и оказалось, что "львиное платье" сшито на одного человека. Я расстроился, обидно стало до слез: когда еще мой костюм поучаствует в мистерии. Но тут лама распорядился привезти еще один костюм - так одели второго человека, игравшего туловище. Получился немного наивный лев, но для первого раза было неплохо". Цам, или по-тибетски Чам, в переводе означает "танец богов". Он представляет собой одну из наиболее ярких театрализованных и красочных обрядовых форм буддийского богослужения. Танец-мистерия проводится обычно на 28-29-й день двенадцатого месяца восточного календаря. Смысл его - уничтожение злых духов перед наступлением нового года. Мистерия может длиться несколько суток. После разгрома монастырей в 1930-х годах в Бурятии и Монголии традиция Цам была утеряна. Ныне традиции мистерии Цам можно увидеть только в Тибете и некоторых гималайских княжествах.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.