ОСЕННИЕ МОТИВЫ БАБЬЕГО ЛЕТА
Ими полны петербургские музеи и галереи.<br>
В этом году в нашем городе неожиданно долго задержалось настроение бабьего лета. Не случайно эта солнечная пора глубоко укоренилась в культуре и в искусстве как самая подходящая для чествования женщин. Пора, когда лето еще не кончилось, а осень еще не окончательно вступила в свои права.
Неподалеку от дома № 4 по набережной реки Мойки расположилась выставка под открытым небом c чарующим названием "Бабье лето". Она проходит в рамках проекта "Открытое искусство" - серии художественных выставок под открытым небом. Уникальность мероприятия в нетрадиционном способе экспозиции. Полотна размещаются на стене здания бывшего Императорского конюшенного ведомства в историческом центре Петербурга. Размер каждого экспоната 2 на 3 метра, что позволяет зрителям наблюдать их с любого расстояния - проходя или проезжая мимо в автомобиле, проплывая на речном трамвайчике по реке. Преимущество открытых уличных экспозиций перед любым закрытым выставочным пространством в привлечении большего числа зрителей. Словом, "Бабье лето" смогут лицезреть десятки тысяч горожан, в числе которых, вероятно, окажетесь и вы и, конечно, гости города.
Экспозиция, поселившаяся в художественной галерее "Арталлея", носит название "Притяжение Луны (Женский образ как зеркало бессознательного)". Здесь собраны живописные, графические и скульптурные работы в жанре "ню". "Тему тела" исследуют известные петербургские художники. Следующие строки Владимира Груздева можно поместить эпиграфом к этому зрелищу: "Пока солнечный разум спит, в призрачном царстве ночи рождаются химеры иллюзий и чудовища желаний и страстей. Порой лунной ночью на городских крышах можно увидеть лунатика с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками, устремленного к известной только ему цели. Движения его кажутся неуклюжими, но он по-кошачьи ловок и точен: им движут спящие днем инстинкты. Точно так же очарованные луной художники и поэты на ощупь, руководствуясь чувствами и интуицией, прокладывают свой путь к красоте. И женское тело, как сказочный ковер-самолет, дает безграничные возможности для путешествий в глубины бессознательного".
Выставка художественного стекла ENN в Елагиноостровском дворце поможет вам разгадать тайны женской души. Парад работ ведущих современных петербургских художников по стеклу - Евгении Вихровой, Натальи Гончаровой, Натальи Малевской-Малевич - во многом уникален. Произведениями этих мастеров из своих коллекций поделились Русский музей, Музей истории города, Гатчинский музей, ЦВЗ "Манеж". Они вне времени, остро актуальны и востребованны. Три женщины - три судьбы. Эти три замечательные художницы - ровесницы. Отрадно, что совместной выставкой ENN (Евгения, Наталья, Наталья) они решили отметить свой - один на всех - юбилей. Они принадлежат к первому послевоенному поколению. Совершенно разные, но единое для них - любовь к стеклу с 15-летнего возраста. С тех пор и по сей день для каждой продолжается поиск и утверждение своего жизненного пути. Их талант камерный, необычайно тактичный, полный интересных поисков своего почерка в искусстве. Стекло для них - язык настоящего общения с миром, способ самовыражения. "Стекло - это и капля, и отраженный звук, и свет, и перегородка между двумя мирами".
Сквозь пространство и время проступают образы, навеянные живой природой. Их можно обнаружить в Выставочном центре Петербургского союза художников. Выставка "Цветы как люди: впечатления и ассоциации" Галины и Сергея Андреевых состоит из сотни фоторабот. Впервые человеческие чувства и взаимоотношения нашли свое воплощение в изображениях растений и цветов, запечатленных порой в самом неожиданном ракурсе. Цветы на фото повествуют о людях, переплетении их судеб, тонких движениях души. В этом заключается главное очарование как отдельного произведения, так и выставки в целом. Всей своей сутью она утверждает: "Оттенков чувств столь же много, сколь много и цветов на земле".
Созвучна по духу и настроению выставка "Романтизм стихий", которая продлится еще полторы недели в художественной галерее НАИВ. На ней представлены живописные полотна настоящего мастера и очарованного красотой художника Виктора Распопова. Его портреты, пейзажи и фантазии сродни романтической поэзии и музыке. Женские образы его кисти благодаря своей грации напоминают идеалы красоты Высокого искусства. Пейзажи не всегда являются изображением реально существующей местности. Зачастую это композиции, выстроенные из элементов, увиденных автором и зафиксированных в памяти. Он облекает ускользающие переживания и чувства в постоянную форму, наполняя свою живопись живой эмоцией. Образы эпох Средневековья и Древней Греции, идеализированное прошлое и настоящее на фоне природных стихий для художника-романтика - источник вдохновения. Петербургский зритель, в свою очередь, может черпать вдохновение на чудных осенних выставках.