ЗДРАВСТВУЙ, ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ!

На экраны вышел новый фильм Павла Лунгина.<br>

Скорость, с которой режиссер радует публику своими новыми картинами, удивляет и поражает. Буквально только что на телеэкране прошел сериал "Дело о мертвых душах". И вот уже очередной фильм Павла Семеновича "Бедные родственники", явно напрашивающийся на полемику. Ведь речь в нем идет о том, кому и как живется на Руси. Едкий и порою саркастичный взгляд режиссера на своих соотечественников - предмет для полемики. В "Бедных родственниках" Лунгин обострил ситуацию почти до грани фола, сняв комедию о евреях "оттуда" и о евреях, живущих "здесь". У Лунгина герои весьма склонны к авантюризму. Вот и на сей раз нам предлагается сюжет о том, как некий Эдик (Константин Хабенский) в небольшом южном городе нанимает некоторых его жителей для организации встречи еврейских родственников из разных далеких стран. Естественно, что наши лжеродственники ради денег готовы хоть Буша признать своим троюродным дядей. Афера выглядит вполне авантюрно, а процесс подготовки приезда гостей и вовсе превращается на экране в цепочку комических ситуаций. Быт и нравы городка Голотвина живописуются Лунгиным со смаком. И как не вспомнить здесь опыт его же "Свадьбы"! Только вот одна небольшая буква может испортить все дело. Евреи со всего мира хотят приехать в Голутвин. Но тот - увы! - был стерт с лица земли во время войны. Эдик со товарищи быстро превращают один город в другой - разница ведь только в одной гласной. И начинается полная смеха история про бедных родственников и их гостей. Для некоторых исполнителей в принципе не понадобилось вживаться в роль. Когда-то уехавший в Израиль Леонид Каневский (майор Томин из сериала "Следствие ведут знатоки") играет, пожалуй, самого адекватного гостя, желающего захоронить на голутвинском кладбище прах своей умершей мамы. Борух Каневского - главный заводила среди всех гостей "оттуда", потому что знает, чего хочет. Его соплеменники поначалу не знают своего еврейского счастья и спокойно пытаются адаптироваться к жизни экс-советских родных. Ясно, что разность-таки менталитета определяет всю трагикомичность человеческой ситуации. Из этого Павел Лунгин извлекает максимум комического. И чем дальше, тем больше в его картине начинают звучать "не наши" интонации. Тень гениального Шолом-Алейхема поднимается над картиной. Лунгин наверняка сознавал тот факт, что лучше и ярче рассказать о бедных еврейских родственниках может только великий писатель. И он не скрывает того, что многие характеры картины "вышли" из новелл Алейхема. А ситуации, когда евреи прежде всего заботятся о маме, потом о родственниках, а потом уже и о себе, достаточно типичны. Специфика подобного национально окрашенного юмора известна давно и бесповоротно. Так шутят в Одессе и в Жмеринке, так шутят на Брайтон-Бич и в Хайфе. И кто бы не рассмеялся от столь сочных, самокритичных приколов в адрес самих себя? Жизнь идет своим чередом, и вчерашние незнакомцы становятся истинными родственниками, когда участие и сочувствие оказываются важнее океанов и денег, которые разделяют иных евреев сегодня. Корысть и выгода отступают перед напором чисто человеческих эмоций. Бедные родственники становятся богатыми, потому что им хорошо вместе, а всю неправду и ложь, лелеемую Эдиком, они уже воспринимают философски как обыкновенную житейскую невзгоду. Его авантюризм посрамлен и наказан, а сам автор затеи с бедными родственниками едва не тонет в близлежащем пруду. Двухнедельный визит на "родину" заканчивается общей фотографией родственников. И слово "родина" герои фильма к финалу уже могут произносить гордо и с лаской. Кто-то захочет уехать "туда", кто-то захочет остаться "здесь". Тема отъезда - столь важная для любого еврея - так же важна, как и тема корней, земли обетованной. Но по Лунгину получается, что эта самая земля оказывается именно там, где еврею хорошо. А хорошо ему среди своих, родных не только по крови, но и духу. "Вот оно - еврейское счастье!" - как воскликнул бы любимый герой Алейхема Тевье-молочник. И в конец концов, не так уж важно, кто к кому приехал и кто откуда уехал. Гораздо важнее, что они - вместе. На эту тему Павел Лунгин может позволить себе посмеяться, потому что сам уезжал и сам же приезжал. Туда, где родился и жил, и туда, где снимает свое кино. А мы все время живем здесь.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.