ЮРИЙ СОЛОМИН: В ТЕАТРЕ, КАК И В СЕМЬЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТРАДИЦИИ

Совсем недавно в Петербурге завершились гастроли знаменитого Малого театра России. Выступлениями на берегах Невы один из старейших театров страны открыл свой юбилейный, 250-й сезон. Вот уже семнадцать лет им руководит любимый и обожаемый народом артист - Юрий Мефодьевич Соломин. Не счесть его званий, наград, должностей и ролей. Его узнают сразу и везде. Для многих кино- и телезрителей нашей страны он так и остался "адъютантом его превосходительства". Хотя за долгую жизнь в искусстве у Юрия Соломина было немало и других ярких ролей - от русских царей Федора Иоанновича и Николая Второго до русских путешественников Арсеньева и Миклухо-Маклая.<br>

Во время гастролей любимый артист порадовал многих своих поклонников, выйдя на сцену в спектакле "Горе от ума" в роли Фамусова, тем самым еще раз доказав ту истину, что настоящему таланту подвластна любая роль: и министра культуры, и московского барина, и венского светского льва. У Юрия Мефодьевича на все всегда есть собственное мнение. В этом я убеждался не раз. Особенно в вопросах искусства. И не всегда это мнение совпадает с модой на эпатаж, шок, которыми нынче переполнены театральные подмостки. Об этом и о многом другом Юрий Соломин рассказал перед тем, как начались гастроли Малого театра... - Вам, наверное, как руководителю одного из старейших театров страны, постоянно задают один и тот же вопрос... - Мне всегда много вопросов задают. Вы какой вопрос имеете в виду? - Когда на сцене Малого театра появится спектакль, поставленный по современной пьесе? - Отвечал и буду отвечать так: как только появится хорошая современная пьеса, мы с радостью ее поставим. Ерунду мы не "перевариваем". В нашем театре хороший вкус. То, что нам не годится, мы не ставим. А пока приходится ограничиваться классикой. Малый театр в некотором роде ответственен за всю русскую классику в театре, потому что таковы его традиции. То же, что мы видим в качестве современных поисков в театральном искусстве, по-моему, достойно внимания скорее врачей, чем критиков. Помню, как однажды был очень удивлен, когда, оказавшись за границей по поводу премьеры советско-японского фильма "Дерсу Узала", увидел, что в соседнем зале кинотеатра идет французская эротическая лента "Эммануэль"... - Однако на Западе так принято... - Я и тогда говорил, и сейчас говорю, что вижу в подобных фильмах нечто болезненное. Как будто их специально делают для людей нездоровых. Я бы билеты на такие зрелища распространял по рецептам от врачей. - Наверное, вам не нравятся и театральные эксперименты с классикой в принципе? - В нашем театре "Чайка" называется "Чайкой", а чеховская героиня отнюдь не наркоманка. Военные в наших спектаклях ходят по сцене в сапогах, а не босиком и не в тапочках. В театре, как и в семье, должны быть традиции, которые надо хранить и передавать из поколения в поколение. Мы стараемся хранить традиции и заботимся не только о молодежи, но и о наших "стариках". - В чем же вы видите силу традиций? - Прежде всего в родном языке. В театре говорить надо понятно, а не так, как в телевизионной рекламе, где что-то быстро-быстро произносится. Да так, что еле-еле успеваешь записать номера телефонов. Хотя, может, в иных "продвинутых" театрах дело дойдет до того, что реклама будет звучать во время спектакля. Но могу сказать твердо: в Малом театре такого никогда не будет. Посмотрите, как гордятся своим родным языком французы, немцы, англичане, итальянцы... А у нас? У нас верхняя губа не работает у нескольких миллионов людей. И не поймешь, что и кто говорит, - и в обыденной жизни, и с театральных подмостков, и с телеэкрана. Многие наши начальники делают неправильные ударения, а потом телевидение все это повторяет, и мы привыкаем говорить неправильно, коверкая русский язык. - В нынешнем году у вас был юбилей... - Мы в театре особого торжества не устраивали. Просто принимал поздравления от тех, кто приходил. Мы вместе выпивали. Вот и все. Шумиха - не по мне. - А как вы предполагаете отмечать юбилей Малого театра? - Мы уже начали отмечать его гастролями в Петербурге, где не были пять лет. Театр получил государственный грант. Но мне бы хотелось отметить юбилей постановкой хорошей русской классики. - Какой? - С удовольствием взял бы на себя ответственность за постановку гоголевского "Ревизора". - А не возникает порою желания снова вернуться в министерское кресло, чтобы решить кое-какие проблемы отечественного театра? - Да мне и своих забот с Малым театром хватает. - А почему согласились пятнадцать лет назад на предложение стать министром культуры России? - Наверное, чувство ответственности сыграло свою роль. Но я тогда при разговоре с Иваном Силаевым, председателем российского правительства, заявил, что из Малого театра не уйду. Он был вынужден согласиться. - Не жалеете о том времени как о потраченном зря? - Нет, не жалею. Кое-что в тех трудных экономических условиях было сделано. И до сих пор российские театры это ощущают. Делал на посту министра только то, что считал нужным. Я ведь прекрасно понимал, что должность не на века и мне когда-нибудь придется возвращаться к своим коллегам и смотреть им в глаза. Вернулся через полтора года в Малый театр полностью и окончательно. И сегодня мне не стыдно смотреть в глаза коллегам ни в Петербурге, ни в Москве, ни во Владивостоке. - Недавно по телевизору вновь показывали "Адъютанта его превосходительства"... - Раз в год точно какой-нибудь канал обязательно покажет эту картину. Тогда начинается новый виток популярности. Многие молодые люди начинают узнавать. - Вы пересматриваете свои прежние фильмы? - И был бы рад, да времени не хватает. - Сегодня вы бы согласились играть подобную роль - фактически первого советского разведчика? - Естественно! Ведь это же такой характер, такая драматургия! - А как же красные и белые? - А если вы помните картину... - Конечно, помню. - Так вот в ней есть сцена, когда Юра спрашивает капитана Кольцова... - "...Павел Андреевич, вы шпион?" - Правильно. И что же отвечает мой герой? - Что-то вроде: "А хороший ли человек генерал Ковалевский?" - Вот видите! Разговор, конечно, в "Адъютанте..." шел о борьбе красных и белых, но, по-моему, еще и о том, как человеку в трудных условиях сохранить свои лучшие человеческие качества. Недаром телефильм так трудно шел к экрану. - Цензура запрещала? - Не совсем. Его просто положили на полку. Был апрель 1970 года. Все готовились отметить 100-летие со дня рождения Ленина. Поэтому выпускались в свет только абсолютно правильные, идеологические фильмы, спектакли. А наш фильм был немного "неправильным"... - И в чем же была "неправильность"? - Начальников смущало то, что в нем все оказались умными: и враги, и герои, - хотя у фильма были высокопоставленные консультанты из КГБ. И в один прекрасный момент директор картины решился отвезти ее на просмотр нашему главному консультанту - первому заместителю председателя КГБ Цвигуну. Он тогда находился в кремлевской больнице. Цвигун, чтобы не смотреть в одиночку, пригласил своих друзей, больных соответственного ранга: мол, давайте посмотрим картину, что-то ее не выпускают. Они посмотрели, им понравилось. Через десять дней она была уже показана по Центральному телевидению. - Ходят легенды, что на роль Кольцова вас утвердили чуть ли не с шестой попытки? - Это не легенда. Это правда. Только меня не утверждали семь раз. Первоначально я был приглашен на роль капитана Осипова, а Кольцова должен был играть Михаил Ножкин. Но что-то у него с Евгением Ташковым, режиссером картины, не получалось. Видимо, не могли найти общего языка. Тогда Ташков и предложил мне попробоваться на главную роль. Это был мучительный и бесконечный процесс. Я так устал, что мне было уже все равно, утвердят меня или нет. Я никогда за роли не дрался... - А в жизни приходилось применять силу? - Бывали случаи, когда ситуация была "на грани фола". Но, применяя свои актерские навыки, я добивался желаемого без применения силы. - Интересно как? - Просто гневно и темпераментно возмущался, "накачивая" себя эмоциями. А как известно, в такой ситуации вся физическая составляющая мобилизуется, и твои противники это чувствуют. И ретируются. Слава Богу, пускать в ход кулаки не приходилось. - Как складываются ваши отношения с людьми в военной форме? - В военном билете у меня было записано: "Рядовой необученный". В кино же я дослужился аж до чина генерал-майора Советской армии. - А кто командир у вас дома? - Все зависит от обстоятельств. Иногда приходится брать командование на себя. - Вы сыграли огромное множество благородных и сильных мужчин... - Такова судьба артиста! - В житейском смысле мужчина должен быть добрым или суровым? - Он должен быть сурово-добрым или добро-суровым: без компромисса жизнь невозможна. А просто жестоким и суровым человек быть не может. Это уже какое-то извращение человеческих чувств. - Любой мужчина мечтает чего-то достичь в жизни. Вы в юности ставили себе какие-то цели? - Я никогда не ставил и не ставлю себе цели, но иногда могу честно сказать: ну вот, оказывается, это и получилось! Всю жизнь ты идешь, не зная заведомо куда и достигнешь ли чего-нибудь, а может быть, тебя по ступенькам обратно спустят. И вдруг - достигаешь. И говоришь себе: "Я сделал это!" Наверное, чем меньше думаешь о цели, тем легче тебе ее достичь.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.