ОСАГО ТЕРЯЕТ СВЕРХПРИБЫЛИ
Выплаты по страховым случаям в Питере увеличились в 2005 году на 25-30 процентов.<br>
Непопулярный в водительской среде закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО), похоже, перестает нравиться страховым компаниям, работающим на этом рынке. В прошлом году в нашем городе 15 компаний собрали с автовладельцев около трех миллиардов рублей, и лишь около 25 процентов этой суммы ушло на возмещение ущерба в ДТП. В этом году сумма страхового "вала" возросла на 5-10 процентов, но по статистике, за 9 месяцев 2005 года на выплату компенсаций ушла уже половина собранных денег. Крупные игроки предрекают кризис системы ОСАГО.
Первые шаги к "европейскому протоколу"
Формальным поводом для круглого стола питерских автостраховщиков стали поправки к закону об ОСАГО, которые до конца года должна принять Государственная дума РФ. Ключевая поправка - увеличение размера возмещения вреда здоровью потерпевших в ДТП. Сейчас предельная сумма компенсации - 240 тысяч рублей на всех жертв аварии, будь их хоть целый экипаж. Новая ставка - 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего. Страховщики против увеличения своих расходов по этой статье протестовать не стали.
Другое важное новшество - упрощение процедуры оформления мелких ДТП (с ущербом до 15 тысяч рублей) с обоюдного согласия участников аварии. По мнению авторов поправки из Минфина, это будет первым шагом по введению в России "европейского протокола" - системы прямого урегулирования убытков при мелких ДТП без участия инспекторов ГИБДД. Человек, чью машину царапнул виновник аварии, может получить возмещение в компании, выдавшей ему полис ОСАГО, а не выбивать деньги из фирмы, застраховавшей виновника.
В теории эта поправка значительно уменьшит заторы в крупных городах. Интенсивность движения в Петербурге такова, что перекрытие "трафика" на 10-15 минут приводит к системной пробке. А мелкие ДТП (50-100 случаев ежедневно) останавливают движение минимум на полчаса. Стоящие в заторе люди ждут приезда экипажа ДПС, который замеряет место происшествия и оформляет протокол. Участники круглого стола отметили, что одно из ДТП такого рода - незначительное столкновение иномарки с трамваем поздним вечером 12 октября - привело к транспортному коллапсу на Заневской площади. Что тогда говорить об авариях без жертв и большого ущерба, которые происходят в час пик?
Но как навскидку определить, на какую сумму повредили твою машину - на 10 тысяч или на 16? Так что депутаты могут хорошую поправку к ОСАГО и не утвердить.
Прибыль - понятие относительное
Но гораздо больше автостраховщиков волнуют не законодательные новации, а изменение ситуации на рынке ОСАГО, причем в неблагоприятном для коммерсантов аспекте.
Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" работает с июля 2003 года. До 2004 года включительно он приносил компаниям прибыль, сопоставимую с доходами финансовых пирамид времен "МММ". В прошлом году 170 российских страховщиков собрали с владельцев транспортных средств 49 миллиардов рублей, а выплатили в страховых случаях всего 5 миллиардов!
Структура этого бизнеса крайне неоднородна. Заведующая кафедрой страхования Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, профессор Татьяна Федорова отметила, что пять крупных российских компаний контролируют 50 процентов финансовых потоков в сфере ОСАГО и еще четыре - 25. Получается, что 9 компаний (из 170) оформляют три четверти полисов!
Сверхприбыли этого рынка, похоже, уходят в прошлое. Заместитель генерального директора одной из ведущих страховых компаний Олег Киселев пожаловался на круглом столе: "За 9 месяцев 2005 года наша сумма выплат в Петербурге возросла на 34 процента и составила 266 миллионов рублей. Количество страховых случаев увеличилось на 20 процентов - до 9116. Сборы же страховых премий за этот период увеличились только на 3 процента. Как видим, убыточность операций заметно выросла".
Даже после символического роста на 3 процента сумма страховых сборов от ОСАГО в этой компании составила 647 миллионов рублей, что на 381 миллион превышает сумму "аварийных" выплат за этот период. Если это не радует, то что же такое в понимании коммерсанта настоящая прибыль? Правда, господин Киселев отметил, что 25 процентов выручки идет на текущие расходы и еще 25 откладывается в обязательный резервный фонд.
Конец "пирамиды"
Летом этого года страховой рынок Питера потряс финансовый крах фирмы "Доверие". Эта компания первой в нашем городе занялась обязательным автострахованием, и ее клиентами по ОСАГО были 80 тысяч человек. Питерские коллеги, заключившие договор с Российским союзом автостраховщиков (РСА) взяли на себя обязательства банкрота.
Ничто не предвещало краха: еще в начале 2005 года "Доверие" считалось надежным партнером. После отзыва лицензии инспекторы РСА обнаружили в ее офисе лишь голые стены...
Кому верить? Лидеры рынка ОСАГО в нашем городе предлагают автовладельцам перед оформлением полиса ознакомиться с кредитным портфелем партнера. Доля ОСАГО в обороте не должна превышать 30 процентов, а основная ставка должна делаться на беспроигрышные виды страхования (имущества, жизни и т. п.). Временщики от ОСАГО, как правило, весь бизнес строят только на этом виде страхования, предлагают клиентам большие скидки. Словом, играют в "пирамиду", которая, похоже, рухнет. В первую очередь из-за падения рентабельности, во вторую - из-за пристального внимания контролеров.
Заметно подкосили бухгалтерию автостраховщиков "подставы" на дорогах. Этим промыслом занимаются большие группы мошенников на колесах (классных водителей, к сожалению). Они провоцируют по нескольку ДТП в год, разоряют своих соседей по дороге и при этом умудряются получать компенсации в разных компаниях! Страховщики создали совместную базу данных злостных участников ДТП и проверяют каждую сомнительную аварию. Кроме того, стоимость полиса для любителей "подстав" с 2006 года заметно увеличится.
Базовые ставки подрастут?
Рядовые автолюбители все еще надеются, что депутаты Государственной думы снизят ставки ОСАГО. Активную работу в этом направлении ведет депутат-автомобилист Виктор Похмелкин. Во вчерашнем телеобращении к участникам круглого стола он, как всегда, говорил о снижении тарифов, смехотворных выплатах по возмещению ущерба, "мотивированных" оценщиках этого ущерба. Правильные в общем-то вещи, но их Виктор Валерьевич говорит уже не первый год.
Питерские автостраховщики, напротив, считают, что базовые ставки устарели и их необходимо повысить: "Тарифы ОСАГО приняты более двух лет назад и с тех пор не пересматривались. Стоимость же запчастей и работы в авторемонте повысилась за этот период на 47 процентов".