БЮСТ ПЕТРА I И К-19: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДЕГУСТАЦИИ
В далеком Подпорожском районе, в поселке Верхние Мандроги, располагается самый большой на Северо-Западе Музей водки и самогоноварения.<br>
За семь прошедших лет там собралось 2164 бутылки с крепким алкоголем. Более шести тысяч литров спирта демонстрируется туристам, проплывающим по Свири на теплоходах, и богачам, которые могут заплатить огромные деньги за проживание в элитном санатории. В тех местах, кстати, дважды отдыхал Владимир Путин. Посещение Музея водки и самогоноварения ему понравилось особенно. После торжественной дегустации водки он даже взялся за книгу отзывов и оставил свой автограф вместе с любимым тостом - "За энтузиазм!". Что же показали собиратели из Верхних Мандрог президенту России? Большинство экспонатов выглядят, мягко сказать, необычно.
Подлодка как бутылка
Среди сотен бутылок сразу же бросается в глаза... черная подводная лодка. В музей попала не детская игрушка, а самая настоящая модель трагически погибшей подводной лодки К-19. Огненный напиток так и называется: "Русская субмарина". Акцизная марка с российским гербом наклеена прямо на боевую рубку. Она аккуратно откручивается, и из открывшегося горлышка наливается горячительное. В подводной лодке помещается ровно литр водки. Столь необычную упаковку придумали производители спиртного из Тулы. Особенно охотно их творение покупают иностранцы. Стоит водочная подлодка 3200 рублей. Самое интересное, что на такое название спиртного напитка компания-производитель получила согласие... благотворительного фонда К-19. Пять процентов доходов коммерсанты обещали пожертвовать семьям погибших подводников, однако слов своих так и не выполнили.
Смерть от водки
Несколько лет назад в моду вошло изготовление тары для спиртных напитков в форме оружия - сабель, кинжалов, пистолетов и даже винтовок. Куда дальше пошли предприниматели из Англии. Они наладили серийный выпуск автоматов Калашникова. В отличие от российских оригиналов, способных поразить кого угодно пулей, английское оружие может завалить любого пятью литрами водки. Именно такое количество крепкого напитка помещается в точную копию автомата Калашникова, выполненную из стекла. Водочный автомат уложен в специальную деревянную коробку и может стать украшением любого военного застолья. Выпуск такого "оружия" согласован с самим великим оружейником.
Выпить с Петром Первым
Российская история, впрочем, не заканчивается на катастрофах подводных лодок и автоматах Калашникова. Крупная компания производит водку, разливаемую в... бюсты Петра Великого и Пушкина. Ни первому российскому самодержцу, ни Александру Сергеевичу такая память потомков и не снилась. Пушкин с водкой до Верхних Мандрог пока не доехал, зато Петр Первый с акцизной маркой вместо погона на плече стоит прямо возле подлодки "К-19". В большой бюст уместилось целых пять литров водки. Налить ее через маленькое горлышко на плече можно, опрокинув самодержца вверх тормашками.
Горячительная корона
Похоже, неспроста у иностранцев наша страна ассоциируется с пьянством. Ведь все самое близкое и родное для русского человека ушлые дельцы превратили в тару для водки. Уже несколько лет на витринах дорогих магазинов красуется напиток "Корона Российской империи". Два литра водки разлиты в сосуд, который является точной копией той самой короны, которую носила Екатерина Вторая. Она выполнена из фарфора и расписана вручную. Но и это еще не все - для желающих устроить царское застолье та же компания выпускает водку, разлитую в шапку Мономаха. В трехлитровую тару для водки превратилась даже Спасская башня московского Кремля вместе с курантами. Ее можно выпить до дна, равно как и модель Исаакиевского собора.
Съел - выпил
Энтузиазму изготовителей и собирателей такой водочной тары и в самом деле можно только позавидовать. Рядом с "достоянием республики" демонстрируются алкогольные шахматы, очень популярные среди работников ликеро-водочной промышленности. Все фигуры для такой игры выполнены в форме сосудов с определенной емкостью. В пешку помещается 100 граммов, в короля и ферзя - 250, в остальные - 200. Белые "играют" водкой, "черные" - коньяком. Съев фигуру на доске, игрок должен выпить ее содержимое до дна. Побывав в Верхних Мандрогах, в такие шахматы попытался сыграть гроссмейстер Марк Тайманов. Быстро опередив работника музея по числу съеденных фигур, он довольно скоро согласился на ничью, так как далее сидеть за шахматным столом просто не мог.
Самогон варили в танке?
Завершается экспозиция музея крепких напитков народным творчеством. Хозяевам необычного заведения удалось собрать уникальную коллекцию самогонных аппаратов. По окрестным селам они выменивали уникальную технику на ящики водки. За некоторыми экспонатами пришлось съездить в настоящие экспедиции. Из Белоруссии, к примеру, в Верхние Мандроги попал самогонный аппарат, сделанный партизанами из бака танка Т-34. Еще более уникальную машину создали сотрудники бывшего космического предприятия из Зеленограда. Самогонный аппарат с таймерами и электроникой стоил им ни много ни мало - полторы тысячи долларов. Дорогой самогон изобретатели пили недолго. В целях борьбы с пьянством руководство предприятия изъяло необычное изобретение и согласилось продать его Музею водки и самогоноварения в Верхних Мандрогах.
• Подпорожье - Верхние Мандроги - Петербург. Фото автора
Деревня Верхние Мандроги располагается в 320 км от Петербурга в Подпорожском районе Ленобласти, в межозерье Ладоги и Онеги, на левом берегу реки Свирь, в таежной зоне Вепсской возвышенности. Добраться до нее можно на автомобиле, вертолете или по железной дороге. История деревни уходит в глубину веков, во времена до нашей эры, когда на берегах Свири появились лесные язычники - вепсы. Позже по Свири пролегал знаменитый путь "из варяг в греки", здесь селились новгородские свободные люди. В XVIII веке по указу Петра в эти места были завезены корабелы и плотники для строительства российского флота.
Михаил Мильчик, ведущий специалист по деревянной архитектуре Северо-Запада, член Федерального совета по сохранению культурного наследия России:
- Главной целью создания музея в Верхних Мандрогах является развлечение туристов. Это очень вольные, фантазийные композиции на древнерусские темы. То есть никакой этнографической точности здесь нет, задач таких и не ставилось, музеем это назвать, безусловно, нельзя. При всем моем уважении к инициативе создателя должен сказать, что деревня эта дает искаженное представление о наследии и судить по ней о русских культурных традициях нельзя. Потому и Музей водки здесь тоже направлен на развлечение туристов, представления же об истории русского напитка он не дает.