ОБ ИСКУССТВЕ КАМЕРНОМ И "ЗАКАМЕРНОМ"

Первые итоги музыкальной осени.<br>

Музыкальная осень в Петербурге выдалась настолько насыщенной, что неясно даже, какое событие главней. И если все уже привыкли к осеннему "оживляжу" в области старинной музыки благодаря фестивалю Earlymusic, то два авторских фестиваля, проходящих в одно время и посвященных работающим поныне петербургским композиторам, - вещь беспрецедентная даже для культурной столицы. Точнее - для двух столиц, потому что оба фестиваля выбрались и в Москву. Андрей Петров и Леонид Десятников (на снимке) - две эпохи, две аудитории, два способа сделать свой юбилей ярким и запоминающимся не только для себя, но и для поклонников творчества, что уже сложнее. Оба композитора стали известны в первую очередь благодаря своей музыке к кинофильмам, но как отличаются фильмы Данелии от фильмов Учителя, так отличается и простой душевный мелодизм Петрова от сложных призматических портретов Десятникова. Для успеха каждый фестиваль сделал ставку на что-то свое. Например, музыку Петрова особенно любит "золотое" дисциплинированное поколение театралов, и оно радо просто прийти еще раз в концертные залы и услышать любимую музыку, с которой так много связано. Совсем другой "козырь" приготовил фестиваль Десятникова: маститые исполнители, громкая премьера и изысканная светская камерность, приготовленная лучшим другом и соратником композитора Алексеем Гориболем, - как нельзя лучше для такой разборчивой публики. Однако в результате акцент сместился с самого юбиляра на исполнителей его музыки и соавторов - режиссеров и либреттистов. И дело тут даже не в петербургской премьере "Детей Розенталя", которая как раз прошла тихо и академически. Публика нашего города подошла к московской сенсации с петербургским цинизмом здравого искусствоведа. И осталась вполне удовлетворена: до нас постановка доехала "обыгранной" и отлаженной, а отменная акустика Мариинского театра и вовсе обогатила премьеру неизвестными ей доселе красками. От скандальной парадности, дополненной некогда присутствием депутатов Госдумы, не осталось и следа. В силу счастливых совпадений в гастрольных графиках событием стал каждый концерт фестиваля под скромным названием "Любовь и жизнь поэта". Только появление на одной афише имен Гидона Кремера и Юрия Башмета вызвало фурор. Однако до культурного шока дело не дошло: осталась только скромная радость за отменное качество концерта. Тем не менее исполнение Кремером произведения Десятникова "Как старый шарманщик" не было превзойдено неделю спустя в следующем концерте фестиваля. Зато этот вечер познакомил нас с другой стороной музыки Десятникова - комической. И когда солист Большого театра Марат Галиахметов с артистичной серьезностью растягивал сочным голосом: "Бывало, возьму микроскоп..." и продолжал повествованием о сложных взаимоотношениях мухи и человека, мало кто в зале мог сдержать улыбку. Эпилогом стал вечер в кинотеатре "Аврора", когда смешалась музыка камерная и "закамерная" - то есть музыка в кино. Поздравить юбиляра длинными речами приехали сами режиссеры, а показ фрагментов из фильмов чередовался с "живыми" выступлениями. В итоге Леонид Десятников предстал, так сказать, во всей красе. Думается, этот фестиваль изменил отношение к нему в городе. Поначалу на имя композитора в первую очередь воодушевленно реагировали сторонники деяний пианиста Алексея Гориболя и те, кто знал автора "Детей Розенталя" и интересных интерпретаций Пьяццоллы. Теперь же публика знает и потрясающие "Русские сезоны", написанные на основе народного пения жителей Псковской, Смоленской и Тверской областей, и страдания бедной Лизы в одноименной камерной опере, и еще многое, чем интересен мир этого композитора.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.