БОРИС ЭЙФМАН: "НАДО ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К БАЛЕТУ"
В Балтийском информационном агентстве (БИА) состоялась пресс-конференция народного артиста России, художественного руководителя Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана.
Поводов для встречи с журналистами было более чем достаточно. Во-первых, последняя премьера коллектива - балет "Анна Каренина" был удостоен премии "Золотой софит" в номинациях "Лучший балетный спектакль сезона" и "Лучшая мужская роль в балетном спектакле". Последнюю награду получил ведущий солист театра Альберт Галичанин. Во-вторых, только что вышла уникальная книга "Борис Эйфман. Восхождение", которую написала известный искусствовед Юлия Чурко. В-третьих, балет "Анна Каренина" "вернулся" на берега Невы после продолжительных зарубежных гастролей. С 24 по 26 ноября этот премьерный спектакль будет представлен на сцене Государственного театра оперы и балета Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Борис Яковлевич был в хорошем настроении и с радостью отвечал на любые вопросы. Однако большинство из них касалось давнего и дорогого для известного балетмейстера замысла - создания Дворца танца и создания Академии танца вместе с набережной Европы.
- Как продвигаются дела с реализацией этого необыкновенного проекта?
- Я занимаюсь им уже несколько лет без перерыва. За это время поменялись уже несколько инвесторов. Последним стал Внешторгбанк. Каждый раз я с огромным желанием и необыкновенной любовью работаю вместе с ними. Но не всегда интересы инвесторов совпадают с интересами города и интересами проекта. Одна из проблем заключается в том, что эти здания являются федеральной собственностью. И все вопросы, с этим связанные, решаются в Госстрое. Речь ведь идет о создании некоего центра, в котором бы объединялись интересы экономические, туристические и интересы искусства.
- Существует ли конкретный архитектурный проект будущего дворца?
- Конкретного проекта нет, но есть четкое понимание того, как он должен выглядеть. В его облике должны соединяться три века русского балета - от восемнадцатого до двадцатого. Должно быть что-то имперское в духе этого здания. Оно должно украшать город и берега Невы, вписываться в его архитектуру. Для меня ясно, что оно не должно быть суперсовременным, как Мариинка-2. Естественно, что в нем хотелось бы найти место для всех тех трех трупп, которые будут участвовать в этом проекте.
- Чем предстоит заниматься этим труппам?
- Первая труппа займется восстановлением и реконструкцией забытых балетов из репертуара русской классики. Поверьте, их - огромное количество. Вторую часть труппы составит театр балета под руководством Бориса Эйфмана. А с третьей будут работать молодые хореографы, экспериментирующие и ищущие. Ведь нынче в нашем балете сложилась достаточно сложная ситуация с новыми именами. И моя задача - найти таких балетмейстеров и дать возможность себя реализовать. С тем чтобы кто-то из них мог бы помочь мне в работе с моим коллективом. Ведь его жизнь зависит целиком от меня, от тех спектаклей, которые я ставлю. И если я не поставлю премьеру, имеющую мировой резонанс, то этим серьезно осложню финансовое положение нашего коллектива.
- Есть ли реальные временные рамки реализации вашего проекта?
- Если наш "роман" с нынешним инвестором продолжится, то, может быть, к 2010 году мы сможем увидеть нечто конкретное.
- Академия танца тоже расположится в будущем здании?
- Конечно, она должна стать ядром всего проекта. И покровительствовать ей государство должно на самом высоком уровне, чтобы мы могли по всей России искать талантливых детишек, привозить их в Петербург и здесь воспитывать примерно так же, как воспитывали юношей в пушкинском Лицее. По замыслу академия должна воспитывать в детях любовь к балету как к виду творчества, а не как к тяжелой "обязаловке". Ведь нынче мы часто видим, как иные выпускники балетных школ мало напоминают людей искусства. Сегодня порою артиста балета с трудом отличаешь от пэтэушника. Такого быть не должно. А еще одна задача проекта - дать возможность вернуться в Россию тем артистам и балетмейстерам, которые уехали за рубеж. Они очень нужны нам здесь.
- Как прошли гастроли спектакля "Анна Каренина"?
- Мы показывали его сначала в Краснодаре. Затем отправились на гастроли в США, где сыграли его 35 раз по всей стране - от Бостона до Лос-Анджелеса. Потом показывали "Анну Каренину" в Польше, Австрии, Германии, Швейцарии. И везде балет пользовался успехом. В феврале мы повезем спектакль в Москву для показа в фестивале "Золотая маска".
- Вы удостоились номинации?
- Да, и надеемся на благосклонность Москвы. Московская публика всегда поддерживала наш театр, особенно в те годы, когда мы были еще очень молодыми и нам было очень трудно.
- Планируете ли вы привлечение к участию в ваших спектаклях балетных звезд со стороны?
- У нашего театра уже несколько раз был такой опыт. И он давал неожиданный творческий результат. Особенно удачным было наше сотрудничество с танцором Хулио Бока, вместе с которым мы исполняли "Русского Гамлета" в Петербурге и в Буэнос-Айресе. К сожалению, наши многие звезды имеют слишком напряженное расписание гастролей и их творческие планы часто не совпадают с нашими. Но мы открыты для любых предложений.