МОСКОВСКИЙ БЕТХОВЕН

В Большом зале Филармонии была исполнена опера Бетховена "Фиделио".<br>

Кроме "Фиделио" Бетховен опер не писал. Действительно, когда слушаешь его музыку, чувствуешь, что она не очень "приспособлена" для голоса. Для этого композитора вокал - лишь одна из партий, ролей в огромном социуме оркестра. А голос, старательно пробивающий себе путь, лишь тормозит общее движение, ослабляя мощь коллектива. В единственной опере Бетховена не встретишь не только "шлягеров" а-ля Верди, но и мало-мальски запоминающихся мелодий. Сюжет так же запутан любовными нитями и переодеваниями героев, как и современные ему зингшпили Моцарта, но тон и настроение музыки, несмотря на счастливый конец, - совсем другие. Эта опера ставилась и как политическая, и как социальная, и как воспевающая ценность семьи. Запертый в тюрьме Флорестан становился политзаключенным, а его жена Леонора - символом супружеской любви. В общем, в зависимости от времени и настроений сценические интерпретации были разные. На сей раз в Петербурге до интерпретаций дело не дошло: исполнение было концертным. Но менее важным событие от этого не стало: как сообщает программка, в Петербурге эту оперу не слышали с 1959 года, когда она звучала в Малом оперном. Сделать выступление интересным и выдающимся был призван Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, приехавший в наш город в полном составе. И ему это удалось. Впрочем, не своими силами: в честь 200-летия первого исполнения этой оперы (оно состоялось 20 ноября 1805 года в венском театре "Ан дер Вин") были собраны известные исполнители: немецкий дирижер с ленинградским прошлым Томас Зандерлинг, австрийская певица-сопрано Габриэле Фонтана и английский бас Роберт Ллойд. И тут надо сказать, что Петербургу повезло меньше, чем Москве: за день до выступления в нашем городе незаменимые западные солисты блистали в столице. А петь хоть и не самые виртуозные, но все же сложные партии два дня подряд - дело непростое. И поэтому, несмотря на отменную актерскую игру Габриэле Фонтаны, нельзя было не заметить ее усталый подсевший голос. Более выносливым оказался Роберт Ллойд. Его раскатистый бас доставлял невероятное удовольствие своим тембром даже в разговорных сценах оперы. Их дуэт заставил жить и дышать в общем-то ровное, хоть и качественное исполнение оперы. На этом фоне удивили отечественные исполнители: хваленая российская артистическая школа на фоне зарубежных коллег оказалась скупа на актерскую игру и часто прямолинейна по звуку, уж не говоря о сложностях с произношением немецкого текста. Впрочем, в лучшую сторону отличился народный артист России Евгений Поликанин, а в целом скромное исполнение москвичей только подчеркнуло таланты иностранных гостей. В любом случае театр Станиславского и Немировича-Данченко стоит поблагодарить за привезенный интересный "гостинец", и ждать, когда же опера "Фиделио" будет поставлена нашими, петербургскими силами.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.