УБИЛИ ПОЭТА...
Первый канал показал новый сериал о Сергее Есенине<br>
Целых одиннадцать вечеров вся страна жила в напряженном ожидании, желая получить ответ на вопрос: что же случилось в номере ленинградской гостиницы "Англетер" ночью 28 декабря 1925 года? После премьерного просмотра все облегченно вздохнули: ответ найден! Сергея Есенина убили агенты ОГПУ по прямому указанию Троцкого и Зиновьева.
СЕМЬЯ
Авторы этой версии гибели знаменитого поэта - отец и сын Безруковы, давно взявшие на семейный подряд реализацию мифов о знаковых фигурах нашей культуры. Сначала был Пушкин, теперь вот - Есенин. По сложившейся традиции главный канал страны не пожалел рекламного времени, чтобы привлечь публику к телеэкранам. Еще до премьеры в свет вышла немалым тиражом книга Безрукова-отца о поэте.
2-Безруков-2 - сильный и упорный тандем. Сын помог отцу осуществить давний замысел и стал креативным продюсером, отбирая вместе с папой режиссеров. Правда, судя по всему, выбор был невелик. И пришлось довериться тому, кто на момент запуска съемок просто сидел без работы. Имя и фамилия этого экс-клипмейкера никому ничего не скажут. Да и не нужны они зрителям! Ведь самыми главными лицами в новом сериале стали отец и сын.
НЕСИ СВОЙ ЧЕМОДАН
Как говорил мой начальник в армии: "Каждый должен нести свой чемодан. Иначе порядка не будет". Увы! Креативное семейное вмешательство в сценарий сериала и его воплощение привело в фильме к такой путанице дат, имен, ситуаций, неточностей и натяжек, что один их перечень мог бы составить комментарии к книге Виталия Безрукова. Чего стоит реплика Есенина, представляющего Зинаиду Райх своему приятелю Ганину. Видимо, невдомек Безрукову-старшему, что сей герой (в реальности) когда-то был ее женихом.
Однако все это можно было бы простить, если бы на экране мы увидели Есенина, а не некоего фигляра, пьяницу, дебошира, бабника, а под конец и вовсе психа. Если судить поэта с бытовой точки зрения, то все вышенаписанное - правда. Но дорог он нам ведь не этим! А пронзительной чистотой своего стиха, незабываемой яркостью образов и невероятной русской душевностью, которая в его поэзии обрела песенность мелодии. Безруков-младший взялся читать стихи с телеэкрана в образе Есенина, и вот это окончательно сгубило и без того сомнительную конструкцию сериала. Фильм превратился в сплошной литературный концерт пополам с детективом. Об уровне творчества свидетельствуют и аннотации к сериям, которые поясняют публике трактовку образа поэта: "7-я серия. Есенин устраивает в Берлине драку в ресторане. Он страдает, душа его рвется домой, в Россию".
Когда-то Сергей Урусевский, снимая фильм "Пой песню, поэт!", сократил до минимума чтение стихов Сергеем Никоненко, игравшим Есенина. Великий оператор и не очень удачный режиссер хотя бы пытался найти визуальные образы, созвучные стихам. Безруковых же волнует только их собственная версия. Они экранизируют личную жизнь Сергея Есенина, но никак не творческую биографию поэта. И потому как бы ни изображал пейзанскую непосредственность и народный темперамент Безруков-младший, он все равно не выглядит на экране Есениным. Сытый, фиглярствующий и жуирующий плейбой "а-ля рюсс" - так выглядит на телеэкране реальный плод неимоверных усилий.
ЖЕРТВА(Ы) ОГПУ
Безруковы присоединили к эпизодам есенинской биографии современную сюжетную линию расследования обстоятельств гибели поэта. Следователь прокуратуры (Александр Михайлов) пытается убедить и себя, и нас, что Есенина все-таки убили. Недаром даже в анонсах официально название сериала звучало, как "Есенин. История убийства". Но, видимо, это показалось уж чрезмерно, и нам предложили смотреть просто "Есенина". Правда, при этом каждая серия почему-то сопровождалась закадровым текстом, излагающим очередные доказательства в пользу "убийственной" версии. Она, кстати, была известна уже давно.
В нынешней ситуации история с версиями получилась и вовсе скандальной, когда отец и сын начали во всех возможных СМИ комментировать сериал, явно занимаясь пиаром собственной точки зрения.
Интересная получается в логике безруковской версии жизненная траектория поэта. Согласно сериалу Есенин, оказывается, не лечился в психиатрической лечебнице, а скрывался там от слежки ОГПУ, а "черный человек", который ему является на улицах, - явно агент наружного наблюдения. В общем, загубить хотели "Божью дудку" (так сам себя определяет устами Безрукова-сына герой) большевики, потому что они были космополитами, а он - патриотом, стоявшим за Святую Русь.
Спорить с такой позицией бессмысленно. Остается только надежда на систему доказательств, имеющих юридическую силу. О том, что таковые имеются, во время демонстрации неоднократно написали многие издания - от желтых до глянцевых. Читайте внимательно, и вы убедитесь в том, что прав был Маяковский, когда сказал о гибели Есенина: "Когда он написал "До свиданья, друг мой, до свиданья!", то его смерть стала литературным фактом".