"УНЫЛАЯ ПОРА..."

Обзор некоторых театральных премьер.<br>

Петербургская театральная осень оказалась богатой на неслучившиеся события. Главным событием могла бы стать премьера спектакля "Три сестры" в Молодежном театре, потому что ее ждали о-очень давно. И вот наконец премьера состоялась, но события не произошло. В постановке Семена Спивака пьеса, которую сам Чехов считал смешной, оказалась лирической мелодрамой про любовь и нелюбовь. Две старшие сестры, Ольга (Екатерина Унтилова) и Маша (Светлана Строгова), любят одного Вершинина (Валерий Кухарешин). А вечно хохочущая Ирина (Анна Геллер) не любит вообще никого. И хотя художник (Март Китаев) "поселил" сестер прямо на железнодорожных путях, совершенно очевидно, что в Москву им рваться незачем. В финале тонкая Маша змейкой укладывается в дорожный чемодан, призывая тем самым Вершинина взять ее с собой, да и Ольга стремится вслед за уходящим полком, а вовсе не в Москву. Легкомысленной же Ирине вообще все равно, куда ехать, потому что ни в Москве, ни на кирпичном заводе этой пустой и неумной девушке свою любовь не встретить. Она уже прохихикала и трогательную любовь Соленого (Роман Нечаев), оказавшегося в спектакле настоящим "лермонтовским героем", и глупую смерть жуира Тузенбаха (Александр Строев). "Три сестры" - спектакль, который не скучно и даже приятно смотреть: течет какая-то жизнь (а жизнь на сцене - это уже много), молодые симпатичные люди трогательно поют под гитару, произносят радующий слух чеховский текст, пританцовывают. "Мило и даже талантливо", но после великих постановок XX века спектакль о том, как любят и не любят три сестры, вызывает недоумение. Большой интерес вызвало возвращение в театр актера, "близкого к гениальности" (цитирую мнение одного профессионала), - Дмитрия Бульбы. В театре "Комедианты" в спектакле "Татуированная роза" (постановка М. Левшина) Бульба вновь вышел на подмостки в роли итальянца Альваро. В созданном художниками Ф. Волосенковым и Б. Анушиным розово-белом игрушечном фанерном пространстве жилья Серафины дела Розы (Нина Мещанинова) вдруг появляется очень конкретный мужичок с лицом русского (какая уж тут Италия) Иванушки-дурочка, одетый, как герой рассказов Шукшина, во что-то неопрятное, потрепанное, серо-черное и не по погоде (разговор у них с Серафиной пойдет об ужасной жаре) многослойное. "Лицо простофили", - говорит о своем госте Серафина, и эта характеристика соответствует действительности. Во всем остальном герой Бульбы нисколько не напоминает героя пьесы: Альваро - мужчина, который способен заплакать, сделать на груди татуировку розы и предложить женщине "любовь и нежность". Герой пьесы Теннеси Уильямса - человек не от мира сего, а Альваро - Бульба, наоборот, предельно земной и понятный персонаж, лишенный двойственности, свойственной уильямсовским героям. Он как будто бы зашел в "Татуированною розу" в театре "Комедианты" не только из другой пьесы, но и из другого спектакля. Случившимся же событием, от которого нельзя отмахнуться, стал проект сокращения бюджетного финансирования театров Ленинградской области, работающих на территории Санкт-Петербурга. Как раз накануне этой печальной новости Театр на Литейном - один из пострадавших - выпустил спектакль "Театр Химер" (режиссер М. Бычков), в котором как будто бы предугадал собственную участь. Сюжет: после таинственной гибели режиссера политического "Театра Химер" Нестора Капорозо прошло много лет, но любившие его женщины, в прошлом соперницы - одна была его женой (Елена Немзер), а другая - любовницей (Татьяна Ткач), - став соратницами, продолжают искать разгадку этой смерти и охраняют театр. За прошедшие годы идеалы молодости героинь пожелтели и пообтрепались, как старые афиши и листовки. Театр ветшает и разрушается, но актрисы мечтают сыграть премьеру для всех "выброшенных из жизни, которых становится все больше и больше". Этот спектакль о том, как идеалы терпят крах под жестким натиском реальности, о том, что в "обществе потребления" все театры - "театры химер", и потому рано или поздно их сносят, чтобы построить паркинги и торговые центры. Но пока еще те немногие, у кого есть идеалы, "держат осаду", несмотря на жучков, подтачивающих театр изнутри, и на танки-бульдозеры, угрожающие ему снаружи. Вот такой грустной пьесе было суждено стать ярким пятном на фоне довольно унылой театральной осени.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.