В ФОКУСЕ КОНФЛИКТА
Вот уже несколько месяцев на Всеволожском ЗАО "Форд Мотор Компани" длится конфликт между рабочими и администрацией. Профсоюзы требуют повышения зарплаты, а иностранные хозяева раскошеливаться пока не соглашаются. Руководитель "первички" Алексей Этманов пригрозил, что работники предприятия на трудовой конференции 26 ноября 2005 года могут принять решение о проведении полноценной забастовки.<br>
ЖИВ КУРИЛКА-ПРОФСОЮЗ!
2005 год, похоже, стал переломным в постсоветской истории профсоюзного движения нашего города и Ленинградской области: рабочие стали открыто выражать свое недовольство.
В 90-е годы по стране прокатился ряд стихийных забастовок. Активнее всех протестовали шахтеры Воркуты и других регионов. Автор - корреспондент "НВ" в 1991 и 1993 годах - освещал забастовки в горняцкой столице Заполярья. В 1991 году шахтеры Воркуты требовали независимости от государства и вскоре получили ее. Два года спустя горнорабочие, вкусив суровых "прелестей" угольной "прихватизации", попросились обратно. Но, как говорится, "за что боролись...".
Горняки все 14 лет после развала СССР выбирают экстремальные методы достижения цели: перекрывают железные дороги, стучат касками на Горбатом мосту и так далее. Причем в большинстве случаев претензии предъявляются не к работодателю, а именно к власти.
Петербург, к счастью, стал исключением из борьбы без правил. Первое трехстороннее соглашение между работодателями, городской администрацией и региональной Федерацией профсоюзов было подписано в нашем городе еще в смутном 1992 году. Энергию масс, таким образом, удалось направить в мирное русло, в переговорный процесс.
И вдруг в этом году прорвало. Социальный протест начали выражать труженики "Колы", Морского порта, автомобильного завода во Всеволожске... Основная причина недовольства - зарплата, а в случае с "Кока-Колой" - нежелание работодателя иметь на своей территории профсоюзную ячейку. К счастью, работники этих предприятий дорог не перекрывали и демонстраций на площади Пролетарской Диктатуры не устраивали, поэтому классической российской забастовкой их действия назвать нельзя.
Самым последовательным, упорным, организованным и юридически подкованным забастовщиком показал себя коллектив Всеволожского автозавода. Свои требования о повышении зарплаты профсоюзный лидер предприятия Алексей Этманов официально предъявил руководству еще в сентябре 2005 года и уведомил, что в случае отказа профсоюзы могут провести часовую предупредительную забастовку. Президент Ford Motor Company в России Хенрик Нензен заверил, что готов к переговорам.
Администрация автозавода и профсоюзы в октябре даже создали примирительную комиссию, которая, впрочем, к компромиссу не пришла. Далее профсоюзная ячейка действовала строго по закону. Сначала - предупредительная забастовка с предварительным уведомлением, затем "итальянская", когда персонал приходил в цеха, но на привычную мощь не работал. В дни "итальянской" забастовки с конвейера сходило на 30 машин меньше, чем обычно. Теперь "итальянская" может перерасти в полноценную забастовку.
РАБЫ НЕ МЫ
На церемонии открытия завода в 2002 году журналистов провели по автоматизированным и пахнущих краской цехам, а топ-менеджеры не без гордости пообещали среднюю зарплату в 12-13 тысяч рублей. Прошло три года, и 12-14 тысяч так и остаются средней зарплатой, хотя из-за инфляции эти деньги существенно обесценились.
"С жиру бесятся", - могут возразить бюджетники с жалованьем 5 тысяч рублей или люди со среднегородской зарплатой в 9 тысяч. Это как посмотреть. Ведь почему бастуют на "Форде"? Персонал прошел жесткий конкурсный отбор, компания производит конкурентоспособную продукцию, постоянно увеличивает выпуск. В 2004 году официальная прибыль составила 600 миллионов рублей. Наверное, резервы для повышения зарплаты персоналу (около 1,5 тысячи человек) можно изыскать.
Человек зарабатывает на конвейере 11-15 тысяч рублей. Забастовщики потребовали зарплату (в переводе на наши деньги) как на бразильском заводе: 17 тысяч рублей - минимальная, 25 тысяч - средняя. На европейскую зарплату они не претендуют. Но многие компании с иностранным капиталом, базирующиеся в Питере, относятся к нам как к развивающимся странам. Они не приветствуют создание профсоюзных ячеек, платят россиянам меньше, чем зарубежным специалистам. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в Ленинградской области зарплата в 10 тысяч является очень высокой.
Работодателю стоило бы обратить внимание на главное - изменение самосознания трудящихся. После дефолта 1998 года в стране закончился процесс катастрофического экономического спада. После семи лет экономики "купли-продажи" вдруг обнаружилось, что есть еще и промышленность, в которой не хватает квалифицированной рабочей силы. Дефицитные рабочие профессии на рынке труда сегодня нарасхват.
Заместитель председателя Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дмитрий Чернейко поддерживает активную жизненную позицию всеволожской "первички", но предупреждает: "Очень важно не перейти тонкую грань между социальной защищенностью рабочих и интересами владельцев предприятия. Чрезмерное увеличение зарплаты грозит падением объемов продаж выпускаемых автомобилей".
В наиболее продвинутых с точки зрения социальной защиты скандинавских странах, например, профсоюзный лидер является членом совета директоров компании. В России пока это фантастика, но профсоюзы по определению должны взаимодействовать с работодателем, искать не конфронтацию, а компромисс. Хозяин, между прочим, - тоже.