ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Несколько дней на прошлой неделе Большой зал Филармонии жил без концертов: они уступили место праздничной суете.<br>
Интересно, как же снимаются новогодние передачи, кто те люди, которые оживленно беседуют неподалеку от знаменитостей, когда те говорят поздравления? Совершенно случайно мне удалось побывать на съемках такого праздничного "Огонька" и даже оказаться среди "отмечающих".
Атмосфера радостной работы как на хорах, так и в артистических поражала воображение. Но если наверху, закутавшись в провода, вертели камерами телевизионщики, то внизу чинно разговаривали знаменитые артисты: Святослав Бэлза что-то обсуждал с Романом Карцевым, на диване лежал аккордеон, оставленный певцом Василием Герелло, куда-то уже собирался Даниил Штода, а Денис Мацуев еще только готовился к выходу: ему предстояло исполнить фортепианный дуэт с маэстро Юрием Темиркановым. Уже через минуту, в окружении фотографов и просто любопытствующих, известный пианист в своем фирменном стиле играл Гершвина, а потом звучал "Вечер на рейде" - по инициативе Юрия Хатуевича, постоянно сбивавшегося с игры на дирижирование.
Ради записи новогоднего бала у маэстро Темирканова из зала убрали стулья, положили ровный черный пол, сравнявший партер со сценой, и насыпали сверху блесток, поставив мохнатые елочки в наряде из лампочек.
И вот любопытных пригласили присесть за столики: начиналась съемка праздника. "Массовка есть?" - раздался зычный голос режиссера. Из-за колонн, пробираясь между проводами, откуда-то взявшимися колоколами и составленными в кучу пюпитрами, показались человек семь - в свитерах, джинсах, реже в костюмах, в общем, как бы есть. "Эй, барышня, сядьте за тот столик!" - услышала я в свой адрес. На меня набросили золотую мишуру - для праздничности - и дали в руки бокал шампанского. "Разговаривайте, радуйтесь, Новый год все-таки!" - приказал режиссер. "Фрукты немытые", - предупредили меня мои соседи по столику и пожаловались: "Мы уже третий день на съемки ходим, все анекдоты давно рассказаны, впридачу одеваться надо всегда в одно и то же".
В это время за столиком "основных гостей", как его назвали операторы, говорились речи. Только вот что там такого интересного и новогоднего (рассказывал Иван Краско) - мы не слышали. Говорил-то он в микрофон, для зрителей телеканала, которые будут это все смотреть и слушать в заветную полночь.
Так что нам пришлось радоваться "вслепую".
Ничего, в Новый год все узнаем.
Потом к гостям присоединился Михаил Пиотровский. Он давно собирался поговорить с Юрием Темиркановым о совместных проектах Эрмитажа и Филармонии - но никак не мог его застать: постоянные гастроли дирижера сделали почти несбыточной возможность их получасовой встречи.
"Всем тихо, молчать, не ходить", - приказал все тот же зычный голос: записывалась речь. Люди, вышедшие из-за столиков погулять в перерыве между съемками, застыли на месте. По специально проложенным рельсам плавно поехала тележка с камерой. "А долго еще будут снимать?" - поинтересовалась я у проходившего мимо оператора. "Вчера закончили заполночь", - ничуть не смутившись, ответил он.
К вечеру массовка разрослась: многие стали приходить специально, чтобы покрасоваться в праздничных нарядах перед телекамерами и послушать известных исполнителей, мест за столиками стало не хватать, шампанское закончилось. На сцену вышел заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Филармонии, а ближе к ночи выступали солистки Мариинского театра. Но это был уже скорее настоящий концерт, а не веселая суета съемок, притягивающая и интригующая своей потаенной заветностью, возможностью перенести человека во времени и пространстве и встретить Новый год со знаменитостями.
И пусть я знаю, что меня потом могут вырезать из кадра, все равно в праздничную полночь у себя дома, включив "украшение стола" - телевизор, я буду вспоминать тот день в середине декабря и по привычке думать: как хорошо, что мы с ними встречаем вместе Новый год!