ПЕРВАЯ ГЛАВА ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ
"Хроники Нарнии": способен ли фильм "украсть" книгу?<br>
В кинотеатрах продолжается мировой прокат фильма "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф". И, в отличие от большинства голливудских блокбастеров, фильм радует многих христиан. Дискуссия о нем с участием священников и мирян прошла в православном фонде "Фома Центр".
Почему Льюиса считают "анонимным православным", насколько удачно кинематографическое прочтение романа, может ли фильм привести человека к Богу? Мнения, высказанные в ходе дискуссии, были разнообразны, но их объединяла большая любовь к Клайву Стейплзу Льюису.
Замечательного английского писателя и богослова подвигло к творчеству знакомство со знаменитым Толкином. Написанные в 1941 году "Письма Баламута" делают Льюиса известным. Его приглашают выступать с лекциями-проповедями, предоставляют радиоэфир для бесед о христианской вере. Творчество Инклингов (как называли литературно-религиозный кружок, сложившийся вокруг Льюиса и Толкина) оказало значительное влияние на развитие как английской, так и мировой литературы.
"Льюис видит и выражает христианскую истину так, как мог бы видеть и выразить ее православный христианин. Апофатическое чувство сокровенности Бога, учение о Христе и Троице, идея покаяния, взгляд на тварный мир и личность выражены в понятиях, которые близки восточному христианству", - пишет исследовательница творчества писателя Татьяна Супрун.
Конечно, Льюис был католиком, но христиане различных направлений считают его апологетом своей веры. Важно то, что Льюис в романах не только провозглашает канонические истины, но и интерпретирует их для своей аудитории.
Однако сегодня главный вопрос в том, насколько адекватно вышедший на экраны фильм отображает мировоззрение автора. На обсуждении прозвучали мнения, что у кого-то фильм "украл" книгу (из-за несоответствия образов и деталей), а кому-то, напротив, "подарил". Причем обе стороны оказались в выигрыше. Для первых стало очевидно, что экранизация не "убила" литературное произведение. Вторым просмотр фильма мог заронить в душу семя веры.
Разумеется, воспроизведение на экране первой книги "Хроник Нарнии" - "Лев, Колдунья и Платяной шкаф" (так она называется в оригинале) - может впечатлить своей скрытой христианской моралью прежде всего детей. А вот взрослых, по наблюдению многих, не всегда - смех в зале раздается в самых неподходящих местах.
Интересно, как посмотрел бы на фильм сам автор?.. Вообще, Льюис был против экранизации, но участники встречи предположили, что он мог просто не догадываться о возможностях кинематографа.
Некоторые не приняли фильм из-за концептуальных и чисто кинематографических неудач. Такие мнения высказал и кое-кто из священников. Разумеется, они имеют на это право, но непонятно, почему некоторые светские СМИ восприняли частные мнения как официальную позицию РПЦ. Ведь есть множество священников, которые рекомендуют своим прихожанам просмотр фильма.
- В любом случае "Хроники Нарнии" - прекрасная книга, а талант Клайва Стейплза Льюиса обратил многих ко Христу еще в детстве. И множество нынешних прихожан храмов хранят в своем сердце проникновенные строчки, говорящие о Царствии Божием: "...и все, что случилось потом, было таким великим и прекрасным, что я не могу это описать. Вся их жизнь в нашем мире и все приключения в Нарнии были только обложкой и титульным листом, теперь, наконец, они открыли Первую Главу в Великой Истории, которую не читал никто в мире: истории, которая длится вечно и в которой каждая глава лучше, чем предыдущая".
Льюис Клайв Стейплз (1898-1963), английский писатель, филолог, христианский мыслитель и публицист. Во время Первой мировой войны проходил службу во Франции, в 1918-1954 гг. работал в Оксфорде, в 1954-1963 гг. - профессор медиевистики в Кембридже. Написал свыше 40 книг, в том числе о творчестве Дж. Беньяна, повести в жанре фэнтези. Мировую известность ему принесли повесть "Письма Баламута" (1942), философско-религиозные трактаты "Любовь", "Страдание", "Чудо", в которых Льюис выступил энергичным апологетом христианства. Цикл для детей "Хроники Нарнии" написан в 1950-1956 гг.