РОЖДЕСТВО В ПЕТЕРБУРГСКОМ БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
В театре Консерватории, или Большом Каменном, близится к завершению Первый международный рождественский фестиваль "Щелкунчик".<br>
В рождественском вихре пронеслись четыре версии-маски последнего балетного шедевра Чайковского, которые представили балетные труппы Петербурга, Тарту и Самары. В программе грандиозного фестивального гала-концерта 14 января, на котором главным героем также будет музыка Петра Ильича, предстоит увидеть феерическую большую сцену из балета "Спящая красавица" - "Свадьбу Авроры", композицию в одном действии "Сны" и российскую премьеру нового балета Долгушина "Воспоминание о детстве" на музыку всем хорошо знакомого "Детского альбома".
Блестящая идея, пришедшая в умудренную опытом голову Никиты Долгушина, - показать много разных "Щелкунчиков", - воплотилась в беспроигрышную концепцию рождественского фестиваля. Как говорят его организаторы, в следующем году героем зимнего артпроекта может стать и совсем другой персонаж - не "Щелкунчик", но кто-нибудь имеющий отношение к теме чудес и превращений снежного сезона. Хотя почему бы не продолжить идею "Щелкунчиков" и не привлечь какие-нибудь совсем неизвестные европейские версии классической сказки?
Праздник сказки
Пока что шесть балетных вечеров погружены в полноценную художественную атмосферу еще не растаявших фантазий Нового года: в фойе представлена большая выставка работ студентов художественных вузов, посвященная "Щелкунчику", а также эскизов и костюмов Михаила Шемякина к его знаменитой версии балета. На парадной лестнице зрителя встречает величественная фигура пятиголового мышиного короля в ослепительной красной мантии. Поднявшихся же гостей фестиваля обволакивает аромат живой пышной красавицы елки, как будто принесенной сюда машиной времени прямиком из сказки немецкого романтика. Под этой поистине королевской елкой стоит трогательная парочка больших кукол Мари и того самого Щелкунчика. Что еще нужно для рождественского счастья? Взрослые тут же сбрасывают груз лет, превращаясь в друзей собственных детей, пришедших на этот праздник.
На любой вкус
Все четыре варианта из мировой коллекции "Щелкунчиков" отличались своими стилевыми "коньками". Спектакль Петербургского театра детского балета по определению не мог оставить равнодушным даже самого циничного критика. Девичья труппа, за исключением двадцатилетнего юноши, мастерски исполнившего Щелкунчика-Принца, с огромным удовольствием, словно на домашнем представлении, по-серьезному сыграла в балет-маскарад. Труппа Самарского театра показала "Щелкунчика" из прошлого - из времен советского романтизма с непременным бунтарским подтекстом. Петербургский мастер и художественный руководитель балета театра Консерватории Никита Долгушин блеснул неожиданным авторским взглядом на предложенную тему в собственной версии спектакля. Мудрый Дроссельмейер - суть самого хореографа - вынужден был рулить между неприятными телодвижениями и энергиями мира взрослых и миром детей, еще неоперившихся мальчиков и девочек на пути в будущее.
Неизвестный "Щелкунчик"
Самым большим сюрпризом из четырех версий сказки на музыку Чайковского стал балет театра "Ванемуйне" из эстонского Тарту. Замена известного сюжета на неизвестный - по повести Эльзы Бесков "Рождество Петера и Лотты" - создала внезапный и очень тонизирующий ракурс балета, абсолютно приблизившего его к уютной реальности милого буржуазного мирка. Вместо Маши и Фрица - дети-сиротки, вместо привычных китайцев, испанцев и арабов - снеговики, хлопушки и пряничные человечки, вместо Щелкунчика - бумажно-соломенный святочный козел. Но перед этим новым главным персонажем стояли те же нелегкие задачи, что и перед привычным нам отважным орехоколом до его превращения в красавца - спасти конфетный детский мир от грызунов, которые, к слову, оказались самыми страшными из увиденного.