КОГДА НАРОД ВЕРИЛ СВОИМ РЕЖИССЕРАМ...
В новой книге воспоминаний Виталия Мельникова жизнь и кино не спорят друг с другом.<br>
В свет вышла книга известного кинорежиссера Виталия Мельникова. Мемуары - жанр особый. Обычно к нему обращаются, пройдя определенное расстояние по жизненному пути. Мемуары людей искусства - жанр особый вдвойне, потому что их авторы - люди, которые всегда на виду. А следовательно, и интерес к тому, что они напишут сами о себе, повышенный. Особенно если речь идет о самом массовом и важнейшем из искусств. Между тем Виталий Вячеславович назвал книгу просто и безыскусно - "Жизнь, кино".
То, что прочтет в ней любопытный до изнанки десятой музы зритель и читатель, нельзя назвать мемуарами в полном смысле этого слова. Это, скорее, сборник новелл, где сюжетами служат случаи из биографии кинорежиссера.
...У каждого из нас - свои отношения с детскими и юношескими воспоминаниями. У Виталия Вячеславовича эти отношения полны трепета и нежности. Даже суровую правду тридцатых годов прошлого века, трагически коснувшуюся его семьи (отец режиссера был репрессирован), автор описывает без патетики, надрыва или обиды. Так было - и никуда от этого факта уже не денешься. Надо было жить. И семья Мельниковых (мать и сын) жила, меняя города и веси.
Мельников многое успел повидать на своем веку. И тогда, когда он не был еще режиссером, и тогда, когда он им стал. Поэтому его новеллы, собранные в книге, читаешь как учебник жизни. Однако в них нет дидактики. Стиль ясен и прост, слог ироничен и легок. Но после каждой главы остается некое послевкусие, когда вольно или невольно примеряешь рассказанное Виталием Вячеславовичем на себя. И понимаешь, что судьба человеческая складывается из множества случайностей, встреч и неожиданных поворотов, когда надо не просчитывать варианты, а вслушиваться в движения души. Тогда и судьба выдаст тебе счастливый билет.
В этом смысле вся история того, как будущий режиссер оказался принятым во ВГИК, - не только блистательный рассказ сам по себе, но еще и наглядная иллюстрация того, какими неожиданными путями приходило в профессию послевоенное поколение тех, кто и создал истинную славу советского кино, сделав его искусством и религией миллионов. Народ верил своим режиссерам. Если показано в фильме, значит, так оно и есть на самом деле. Как сказала однажды одна ткачиха: "Вы снимайте кино не только для нас, но и про нас". И те два десятка игровых картин, которые создал Виталий Мельников, - это есть наше кино и кино про нас.
Особый аромат кинематографического быта и закулисья присутствует на тех страницах воспоминаний, где описывается полная приключений экспедиция в низовья Волги или история создания тех фильмов, которые уже давно стали ленфильмовской классикой. А о том, как их снимал Мельников, по студии до сих пор ходят байки и легенды.
После прочтения книги "Жизнь, кино" как-то неожиданно для себя начинаешь воскрешать в памяти фильмы Мельникова и обнаруживаешь еще один талант Виталия Вячеславовича - умение увидеть необыкновенное в обыденном. Пожалуй, лучшие картины Мельникова - это те, где на экран являлась жизнь простых людей, которые окружали нас тогда в 60-80-х, и те, где он решительно переосмыслял привычные стереотипы восприятия истории. Я до сих пор смеюсь, когда смотрю фильм "Начальник Чукотки".
О таланте Мельникова открывать новые стороны ярких актерских индивидуальностей и говорить не приходится. Возьмите в руки его фильмографию - и перед вами целый список подобных "открытий". О многих из них есть новеллы в книге режиссера Мельникова. В ней нет сенсационных откровений или занудных рассуждений о высоком предназначении искусства. Зато есть скрытый автопортрет человека, который значительную часть прожитой жизни снимал кино. И это кино люди смотрели с охотой.
Думаю, что любители кино с такой же охотой прочтут и книгу Виталия Мельникова, ибо в ней жизнь и кино не спорят, а дополняют друг друга.