КОРОЛЕВЫ ШИЛЛЕРА НА КОММУНАЛЬНОЙ КУХНЕ
В премьерном спектакле БДТ "Мария Стюарт" политическая трагедия в исполнении мужчин затмила романтическую пустоту в исполнении женщин.<br>
Трагедия Фридриха Шиллера "Мария Стюарт" никогда надолго не исчезала с российских подмостков. Но не потому, что пьеса так уж созвучна любой эпохе, а потому, что в ней есть две замечательные бенефисные роли для актрис. А это не такое уж частое явление, ведь в основном все великие роли - мужские. Поэтому обычно "Марию Стюарт" ставят тогда, когда в театре есть две значительные актрисы, нуждающиеся в ролях "по росту".
В БДТ одна такая актриса, бесспорно, есть - можно было ожидать, что в центре спектакля Темура Чхеидзе окажется Елизавета Английская (в исполнении Марины Игнатовой), и пьеса обретет современное звучание. Но этого не произошло.
Трагедия Шиллера в постановке Темура Чхеидзе - не о соперничестве двух королев, не о любви и романтических страстях, а о страстях совсем иного рода - политических.
Мудрый и прозорливый старец Джордж Тальбот (Андрей Толубеев) пытается отвести от легкомысленной головки шотландской королевы нож палача, хладнокровный и беспощадный лорд Берли (Валерий Ивченко) ратует за немедленную казнь преступницы (и все это в интересах Англии), а обаятельный и подлый граф Лестер (Валерий Дегтярь) склоняется попеременно то к одному, то к другому, исходя из собственной выгоды. Так как все трое актеров играют осмысленно, убедительно и горячо, то именно эта "политическая кухня" и становится главным действием спектакля.
Сюда же вплетается линия самоотверженного и честного Паулета, трогательного и почти трагического в исполнении Леонида Неведомского, который, ненавидя Марию, готов превратиться из ее тюремщика в защитника, но не в убийцу. И линия юного Мортимера (Андрей Аршинников), погибшего за свои какие-то расплывчатые идеалы, воплотившиеся в образе Марии Стюарт. И судьба нелепого, пугливого секретаря Девисона (Михаил Морозов), в руках которого оказался злосчастный указ о казни. И все эти линии складываются во вполне стройный концептуальный спектакль, не имеющий никакого отношения к двум королевам.
В спектакле Чхеидзе не только королева Мария - пешка в большой политической игре, но и великая Елизавета - такая же марионетка. Ее приспешники умело дергают за ниточки, поворачивая королеву то в одну сторону, то в другую. Эта мысль тоже вполне укладывается в режиссерскую концепцию, и все бы ничего, если бы не было так трудно выкинуть королев из шиллеровского текста. А так сцены с ними занимают слишком много времени, уводя в сторону от основного действия и навевая скуку.
Что касается исполнительницы роли Марии Стюарт Ирины Патраковой, то понятное дело, что в этой великой роли трудно было ожидать масштаба и каких-то откровений от молодой актрисы. Но, по крайней мере, хотелось бы, чтобы текст из ее уст звучал осмысленно и чтобы не было такой вопиющей внутренней пустоты.
Сцена встречи двух королев похожа на перепалку на коммунальной кухне, обе дамы бьются в истерике, одна визгливо кричит, другая тоже нервничает. И за всю сцену ни одного внутреннего события, никакого движения или душевного поворота: зачем встретились, что произошло, к чему привело это роковое (у Шиллера) свидание, в этом спектакле непонятно.
Нет, к трагическим героям в этой постановке относятся не королевы, а несчастный секретарь Девисон, угодивший под колесо истории.