ШТРАФЫ МОГУТ СТАТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕМ
Что стоит за заявлением главы Конституционного суда?<br>
Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин в ходе форума "VIII Диалог российского и германского правосудия" заявил, что налоговое законодательство страны настолько нечеткое, что налогоплательщики часто просто не могут знать, что нарушают закон. А потому, по его словам, и штрафы за налоговые правонарушения должны быть скорее исключением, чем правилом.
"В отсутствие понятных и однозначных законов суды часто принимают противоречивые решения и налогоплательщикам приходится отвечать за брак в работе законодателя, - заявил Валерий Зорькин. - Сегодня налоговые органы к сумме недоимки автоматически добавляют не только пени, но и штрафы как само собой разумеющийся довесок, не утруждая себя доказательством вины налогоплательщика. По всей видимости, они не заинтересованы в полной и свое-временной уплате налогов налогоплательщиками, ведь взыскание наряду с недоимками и пенями еще и 20-процентных штрафов позволяет им получить прибыль". По словам Зорькина, более трети поступающих в КС обращений прямо связано с налогами.
С этими утверждениями вполне можно согласиться, однако придется закрыть глаза на тот факт, что свой весомый вклад в построение невнятной системы вносит сам КС во главе со своим председателем. Ведь даже судья КС Анатолий Кононов признает, что интерпретации самого КС никак не добавляют ясности законодательству. Например, летом 2003 года КС решил, что компаниям не надо возмещать НДС, если налог уплачен из заемных средств (впоследствии ему пришлось фактически дезавуировать собственное решение). В 2005 году тот же КС изложил критерии дифференциации ставок налога на землю, хотя до того сам утверждал, что этот налог незаконен, пока критерии не определил законодатель...
К тому же совершенно непонятны выводы, которые должны сделать законопослушные налогоплательщики из громких заявлений председателя КС. Эксперты полагают, что "новые взгляды" Валерия Зорькина вряд ли будут иметь какое-либо практическое применение. Они считают, что его заявления могут быть вызваны как некими обстоятельствами предстоящего переезда суда в Петербург, так и грядущими уже в феврале очередными выборами председателя КС, избираемого, как известно, на трехлетний срок. Вполне возможно, что таким способом Валерий Зорькин хочет получить общественную поддержку своего суда как органа, защищающего интересы простых граждан и бизнеса.