ЭДМУНД ШКЛЯРСКИЙ: "МИСТИКА "ПИКНИКА" НАВЕЯНА ГОГОЛЕМ"
Из лидера легендарной группы питерский дух палками не выбить.<br>
Эдмунд Шклярский, поэт, лидер группы "Пикник". Родился 26 октября 1955 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт по специальности "Строительство атомных станций". Работал инженером, мастером контрольно-измерительных приборов. Короткое время участвовал в группе "Аквариум". В 1982-м пришел на место ушедшего гитариста в группу "Пикник". Летом 1982-го "Пикник" записал альбом "Дым", в котором Шклярский предстал в роли автора шести песен, гитариста и вокалиста. В 1983 году "Пикник" стал лауреатом фестиваля Ленинградского рок-клуба (наряду с "Аквариумом", "Зоопарком", "Россиянами"). С 1984 года группа становится коллективом Ленконцерта, но попадает в немилость к коммунистическим властям. В 1986-м был записан альбом "Иероглиф", который стал одним из первых альбомов отечественного рока, выпущенных на виниле. Всего за свою историю "Пикник" дал около 930 концертов. В настоящее время Шклярский остался в "Пикнике" единственным из состава 1983 года.
"Пикник" - уже история. И не только российского рока. В конце 1980-х - начале 1990-х годов эта и другие группы, в основном вышедшие из питерского рок-клуба, были явлением социальным и даже политическим. Глобальные изменения, произошедшие в конце прошлого века в нашей стране, во многом стали возможными благодаря рок-культуре и тому влиянию, которое она оказывала на молодежь. Сейчас такого мощного влияния уже нет. Но остается группа, остается один из символов эпохи, живут ее старые песни и появляются новые. Лидер легендарной группы дал интервью "НВ".
- "Пикник" - еще питерская группа или уже московская?
- Мы живем в Питере, и у нас никогда не было поползновений куда-то переезжать. Правда, концертов в Москве даем больше, чем дома. Но это обусловлено тем, что в столице мы больше востребованы - как и все артисты.
- Чем московский рок отличается от питерского?
- На уровне "лучше - хуже" сравнивать нельзя. Но мне кажется, что сам город навевает какие-то мотивы, поэтому и различаются питерские рок-группы, московские и, положим, свердловские. Мотивы же в Москве могут быть урбанистические, в Свердловске - горные, в Питере - мистические.
- Не захиреет ли ваш утонченный мистицизм на приземленной московской почве?
- Повторяю, мы живем в Питере и по-питерски. Это как черта человеческого характера: вы ее палками выбивайте, а человек лишь притворится, что изменился.
- Оккультизм - это способ творчества или образ жизни? Несут ли тексты конкретное магическое содержание?
- Оккультные практики мы не применяем. Боже упаси! Это все опять же на уровне мироощущения, с которым мы родились, с ним живем и путешествуем по стране.
- Но откуда несколько потустороннее настроение ваших песен?
- Это все та же питерская атмосфера, ощущение от этого города. Так же влияли на наше сознание произведения Гоголя. Этим и навеяна вся наша мистика.
- Можно ли считать вас представителями готики?
- Могу сказать только, что 25 декабря, в западное Рождество, мы выступили в Питере на концерте в готическом стиле. Для меня слово "готика" в первую очередь ассоциируется с архитектурой Средневековья. Поэтому Средневековье так или иначе присутствует в нашей жизни.
- Имеет ли отношение название группы к "Пикнику на обочине" братьев Стругацких или к фильму "Сталкер" Тарковского?
- Группа была названа так потому, что по причине тогдашней политической обстановки мы имели возможность играть музыку только где-то за городом - в Ленинграде мы не могли играть свои песни. И вот по пути, где-то между городом и деревней, кому-то из нас пришло в голову название "Пикник".
- Мессианские идеи присутствуют в вашем творчестве?
- Нет, мессианских функций мы на себя не берем.
- Что происходит с "Пикником" сейчас?
- Надо "устаканить" программу. Ждем выхода DVD. И еще хотелось бы, чтобы никто не падал с ходулей, как это произошло в Донецке с Сашей Яровым, когда к нему подкрались зрители и схватили его за рукав.