Я НИКОГДА НЕ БЫЛА МОДНОЙ ПЕВИЦЕЙ

У Эдиты Пьехи перед концертом всегда чистые руки.<br>

Для королевы петербургской песни Эдиты Пьехи прошедший год был знаковым. Во-первых, исполнилось 50 лет, как она живет в нашем городе. Во-вторых, у Эдиты Станиславовны была памятная дата личного характера - 100-летие со дня рождения матери. В-третьих, Эдита Пьеха, как дитя военного времени, с трепетом и участием отнеслась к празднованию 60-летия Великой Победы. Но есть и еще одно важное обстоятельство - певица после вынужденного перерыва вновь выступает с концертными программами и радует своих поклонников. МОЙ ДЕВИЗ: "И СНОВА ВСЕ СНАЧАЛА" - Эдита Станиславовна, можно считать год нынешний годом возвращения певицы Эдиты Пьехи на сцену? - Моя концертная программа так и называется - "И снова все сначала". - И часто вам приходилось все начинать сначала? - Да. Это уже стало девизом моей жизни. Начиная с того, что после войны, окончив три класса французской школы, я стала переучиваться в Польше, куда мы переехали, то есть пришлось заново начинать свою жизнь. Ранее это была немецкая территория, поэтому там говорили и на немецком языке. Таким образом, мне, франкоязычной, пришлось учить и польский, и немецкий языки. Когда я окончила педагогический лицей, неожиданно предложили участвовать в конкурсе для продолжения учебы в Советском Союзе. Я победила в трех турах и поехала в Ленинград поступать в Университет на кафедру психологии при философском факультете. Жизнь опять началась сначала. Нужно было учить русский язык и найти свое место среди русскоязычных ровесников. А после первого курса Александр Броневицкий, услышав меня в хоре польского землячества, узрел во мне артистку. В 1956 году я вышла за него замуж и стала жить в Ленинграде. Это, наверное, был самый важный момент из тех новых этапов. После исполнения шуточной песни "Червонный автобус" появилась популярность. Но отсчет своей профессиональной деятельности я веду с 1957 года, когда на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве получила золотую медаль и впервые увидела свою фамилию на афише. - Испытаний в жизни было много? - Да, ведь я в четыре года осталась без отца, а еще через три потеряла старшего брата. Жизнь постоянно закаляла. Последним ударом стала серьезная травма ноги два года назад. Долго ждала, когда придет уверенность в том, что смогу стать на ноги. - Как пережили этот период? - Была депрессия, растерянность и потеря самой себя. - Кто вам помогал выйти из этой ситуации? - В первую очередь дочка, которая убеждала, что смогу нормально ходить. Но все хорошо, что хорошо кончается. Я снова стала выступать, и в этом году в свой день рождения опять, как в прежние годы, вышла на сцену "Октябрьского" с программой "Семейный альбом". В этом концерте вместе со мной участвовали дочь Илона Броневицкая, брат Александра Броневицкого Евгений, который сейчас является руководителем "Поющих гитар", и, конечно же, внук Стас Пьеха. Это был уникальный концерт, когда три поколения встретились на сцене и три поколения - в зрительном зале. В ШУТКУ НАЗЫВАЛА СЕБЯ ВЕШАЛКОЙ - Кстати, если не ошибаюсь, именно вы стали родоначальницей той традиции, когда артист в свой день рождения выступает с сольной программой? - Да. Первая такая программа так и называлась - "День рождения вместе с вами". Может быть, это произошло потому, что я очень люблю свою публику. Всегда знала, как относиться к залу, как иногда отреагировать на чью-либо бестактность. Никогда не позволяла себе некрасиво обращаться с цветами, которые дарили зрители. Букеты лежали на столе или рояле и вместе со мной участвовали в концерте. - Правда, что вы перед каждым своим выступлением моете руки? - Так я открываю все зоны на ладонях, чтобы воспринимать энергетику публики, чтобы получать и отдавать тепло. И еще я никогда не сяду в своем концертном платье. - А идея менять по четыре платья на концертах - тоже ваша идея? - Да. В моем детстве не хватало зрелищности и красоты. Я ведь в театр впервые попала только в 18 лет. Побывав на концертах Любови Орловой и Марлен Дитрих, вдруг поняла, что артистка должна быть королевой на сцене. У меня не было богатых платьев, но наряды отличались элегантностью. Я даже в шутку называла себя той вешалкой, на которой хорошо смотрятся все мои платья. Никогда не была модной певицей, а существовала, как одинокий остров в океане, но на который люди с удовольствием покупают путевки, потому что там хороший климат. И для публики пыталась создать тот самый климат. Ходить по сцене меня учила солистка Кировского театра Нинель Кургапкина. - А у кого учились актерскому мастерству? - У самой себя, глядя на фотографии и на кадры своей кинохроники. - Вы ведь могли бы больше сниматься? - Меня почему-то определяли или на роль разведчиц, или самой себя. А хотелось играть героинь, несущих какой-то психологический образ. Тем не менее с удовольствием снялась в тех немногочисленных картинах. С особой теплотой вспоминаю своих партнеров по фильму "Неисправимый лгун" Инну Макарову и Георгия Вицина. В АФГАНЕ БЫЛО НЕ СТРАШНО - Какую роль в вашей жизни сыграл Бруно Кокатрикс? - Он сулил мне сделать европейское имя и прикладывал для этого большие усилия. Я ведь была единственная советская певица, которая дважды выступала в парижском зале "Олимпия". В 1965 году с обычным номером, а в 1969-м на правах ведущей и хозяйки всей программы Ленинградского мюзик-холла, причем вела программу на французском языке. Вот тогда Кокатрикс сделал мне предложение готовиться к сольной карьере. Но в 1970 году его не стало. Это еще одно испытание в моей жизни. - А в Польшу не хотелось вернуться? - Нет. По всей видимости, мне было предзнаменовано состояться как артистке, как человеку, как матери, как бабушке именно на ленинградской земле. Но в польской прессе писалось, что русские украли у поляков девочку, которая прославила Польшу своим талантом как исполнительница песен. - Почему вы сегодня отказываетесь сотрудничать с возрожденным ансамблем "Дружба"? - Потому что "Дружба" умерла вместе с Броневицким. Именно он принес такую форму на советскую эстраду, когда ансамбль красиво поет песни, аранжированные на множество голосов с минимальным инструментальным сопровождением. Раньше таких ансамблей не было, были только хоры. - Как родилась "Дружба"? - Это произошло, когда Броневицкий встретил меня. До этого был студенческий ансамбль "Липка" при Консерватории, в котором пели дирижеры-хоровики. Когда в 1955 году Александр Александрович, который был поистине авангардистом в своем жанре, привел меня на одну из репетиций, то тут же появилась аранжировка нескольких песен, и я стала солисткой нового ансамбля, с которым поехала на фестиваль молодежи и студентов. Когда нас спросили, как объявить ансамбль, я и предложила название "Дружба". - А расставаться с "Дружбой" было тяжело? - Я никогда не лепила из себя Эдиту Пьеху, а была при Броневицком и при его ансамбле. Но публика все больше ждала от меня чего-то нового. Поэтому концерты стали делиться на два отделения, одно из которых полностью было отдано мне. Личные взаимоотношения с Александром Александровичем, с которым мы прошли вместе по жизни двадцать лет, дали трещину. Отношения переросли в желание расстаться. Девять человек из "Дружбы" ушли со мной и об этом не пожалели. Скоро будет тридцать лет, как я выдержала еще одно испытание, оставшись без Броневицкого, который был моим наставником, который сделал из меня артистку. Но считаю большой ошибкой с его стороны, что он не называл "Дружбу" своим ансамблем. Броневицкий определил себя при ансамбле, но был достоин того, чтобы ансамбль был при нем. В следующем году готовится большая концертная программа к 75-летию со дня рождения Александра Броневицкого. - А после расставания вы с ним продолжали общаться? - Отношения были натянутыми. Он надеялся на мое возвращение. Ведь я была для него теми перилами, на которые можно было опереться. - Вы продолжительное время дружили с детским домом № 53. Как это произошло? - В то время, когда трудно было приобрести цветы, зрители дарили мне игрушки. Настал момент, когда это нужно было кому-то отдать. И голос свыше мне подсказал: иди к сиротам. Я ведь сама сирота. Выбрала детский дом под № 53, потому что в Польше жила в доме с таким же номером. Внук, узнав о моих намерениях, тоже захотел подарить ребятам из детского дома свои игрушки. Во время первой встречи с воспитанниками ком стоял в горле, потому что вспомнила детство... - Вы выступали перед советским контингентом войск в Афганистане. Неужели не страшно было туда ехать? - Нет, не страшно. Опять же с детства знаю, что такое война. - Вы понимали, что там идет война? - Понимала, но верила в свою счастливую звезду. Мне хотелось скрасить ребятам их тяжелую жизнь. Это происходило под свист пуль, под жуткие проделки душманов. Во время своего последнего выступления в Афганистане я окончательно убедилась, в какую ужасную и нечестную войну втянули наших мальчишек. ВЕЛИЧАВЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ - Как вы относитесь к таким программам, как "Фабрика звезд"? - Мне не нравится эта программа. Но Стас говорит, что были хорошие педагоги, что он там многому научился. - Ему мешала фамилия? - Я думаю, что да. Злопыхатели приписывали Стасу, что он взял мою фамилию только для того, чтобы быстрее пробиться и завоевать популярность. А он эту фамилию носил с детства, чтобы продолжать род моего отца Станислава Пьехи. - У вас с ним совместных песен не планируется? - Пока нет, но Стас обещает поработать над этим вопросом. Кстати, он сам пишет стихи. - Кто сегодня в большей степени вас поддерживает? - Господь Бог и судьба, которую я выбрала. - Вы верующий человек? - Да, я католичка, но не фанатик. Я обязательно отмечаю Рождество и в ночь с 24 на 25 декабря вспоминаю, как ребенком с родителями ходила в костел и слушала там торжественные, величавые, красивые песнопения. Это для меня был настоящий праздник. Очень надеюсь, что на следующее Рождество обязательно схожу в костел. - Чего ждете от 2006 года? - Поддержки и вознаграждения за все мои испытания.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.